Сибирские огни, 1951, № 6
поэтов-переводчиков. Нужно отметить большую работу по записи, переводам и популяризации произведений сказите ля, проделанную И. Луговеким, М. Мель- хеевым, Д. Хилтухиным, А. Шадаевым, Г. Кунгуровым, А. Ольхоном, И. Ки мом, М. ХамагаНовым, Н. Шаракшино- БОЙ. Тем не менее приходится сожалеть, что за последние два-три года писатели Бурят-Монголии и работники Бурят- Монгольского Государственного научно- исследовательского института культуры и экономии ослабили внимание к народ ному сказителю. Они, по существу, не работают с Тороевым, не ведут запись его произведений. В результате стихи, песни, поэмы военных и особенно по слевоенных лет в большинстве своём до сих пор не опубликованы и не пере ведены на русский язык. У Аполлона Андреевича изданы на русском языке четыре и на бурят-мон гольском — пять книг. Кроме этого, его песни, стихи и улигеры опубликованы во многих сборниках, журналах, газе тах. Иркутский обком ВКП(б) принял ре шение издать в 1952 году однотомник А. А. Тороева на русском языке в «Биб лиотеке сибирского писателя». Создана редколлегия по изданию этого сборни ка. Студенты члены бурятоведческого кружка Иркутского государственного университета им. А. А. Жданова при ступили к работе по записи и построч ным переводам. Давно назрела необходимость издать сборник избранных произведений Торое ва и на родном языке. Всё это потре бует немало работы, но решить эту за дачу— благородное дело наших писа тельских организаций и издательств. Раднай ШЕРХУНАЕВ- Роман о Доржи Б ан зар ов е и д ек а б р и с т е Николае Б е с т уж е в е В 3-й книжке литературно-художе ственного альманаха «Байкал» (Улан- Удэ, 1950) напечатаны отрывки из ро мана бурят-монгольского писателя Чи- мита Цыдендамбаева «Доржи Банза- ров» . Чимит Цыдендамбаев принадле жит к писателям, вошедшим в литера туру в период/довоенных сталинских пя тилеток. Первоначально он выступал как поэт, позже завоевал внимание читате лей своими талантливыми рассказами; во второй книжке того же альманаха (1949) напечатана его прекрасная rio- весть «Пока топится печь», ярко вос производящая страничку из тяжёлого прошлого бурят-монгольского народа. Историческому прошлому народа по свящается и новая повесть Ч. Цыден дамбаева. В ней, прежде всего, пленяет самый замысел писателя: воссоздать в художественном изображении жизнь за мечательного представителя своего- на рода, первого бурят-монгольского учёно го Доржи Банзарова. Эта тема являет ся, вместе с тем, для автора поводом раскрыть подлинные дружеские связи бурят-монгольского и русского народов. Её символическим выражением служит в романе встреча Доржи с одним из замечательнейших деятелей русского ре волюционного движения декабристом Ни колаем Бестужевым. Эта встреча, по мысли автора,— поскольку можно су дить по напечатанному отрывку, — дол жна показать роль и значение передо вой русской интеллигенции в формиро вании и росте интеллигенции бурят- монгольской. И великая тема дружбы народов и полная драматических колли зий жизнь Д. Банзарова дают богатей ший материал для писателя. Замысел автора чрезвычайно привлекателен и смел. Нет прямых свидетельств о зна комстве Банзарова с Николаем Бесту жевым, но имеются все основания пред полагать, что оно действительно было и что Бестужев и Банзаров встречались неоднократно. Д. Банзаров происходил из селенгинских бурят; в Селенгинске же отбывали ссылку братья Бестужевы, на ходясь неизменно в тесном общении с местным населением; несомненно, Н. Бе стужев слышал рассказы о замечатель ном юноше, бывшем в то время уже ка занским студентом; читал, конечно, Н. Бестужев и его работу о шаманстве, вышедшую в свет в 1846 году, тем бо лее, что оба брата очень интересовались религиозными верованиями бурят. Мож но думать, что рассказы о Доржи и его книга отразились на суждениях Н. Бе стужева о высоких нравственных силах бурят-монгольского народа: буряты — народ, который «идёт наравне со все ми лучшими племенами человеческого рода», -писал Н. Бестужев в начале 1850-х годов. В 1850 г. Д. Банзаров вернулся в Си бирь и посетил родные места. В это время и произошло, по -всей вероятно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2