Сибирские огни, 1951, № 6
-слова. Эта сила нужна сейчас, когда ре шается судьба родины. Сказитель-улигерши пробует силы. Его песни подхватывает молодёжь. Кое- . когда он сочинял их и до революции, но ■это были песни интимного, любовного характера, исполняемые на ёхорах-вече- ринках. Теперь местные коммунисты по могали ему в выборе тем, разъясняли ■политику большевистской паптии. Вскоре Тороев 'вместе с Павлом Бал- тахиновым, командиром первого буряг- -ского партизанского отряда, и дедуш кой Каландарашвили призывает одно- улусников стать в ряды красных парти зан. С учителем Николаем Васильевичем Багаевым он сочиняет пьесы о богатых и бедных и ставят их в местном клубе. Революционные песни его льются по всему Бохану. Они вдохновляют бой цов на ратные подвиги во имя счастья и свободы. Красная Армия, руководимая Лениным и Сталиным, одержала полную победу. ■Советский народ строит социализм. Аполлон Андреевич с радостью вступа ет в колхоз. Сельскохозяйственной ар тели дано имя того, кто разбил тьму и дал народам свет и счастье,— имя Вла димира Ильича. В улусе появляются ма шины. Две тысячи гектаров посевной площади родного колхоза обрабатывают •семь тракторов, убирают урожай три комбайна. В корне изменяется облик •улуса. Сказитель, вспоминая прошлое «своего народа, поёт: Радости не зная. У степных дорог, У подножий гор Родилися мы. Безымённым народом. Бесправным народом, Беззащитным народом Были мы. Темнее тёмного, Беднее бедного, Хуже худшего Жили мы. Известно, что бурят-монголы терпели двойной гнёт: со стороны русского ца ризма и местной знати. Эксплоататоры старались держать трудящихся в со стоянии отсталости, в темноте, ибо боя лись пробуждения их сознания, их спра ведливого гнева. С установлением советской власти лю ди узнали «свет и свободу, силу и зна ние». Появились машины, облегчился труд. Аполлон Андреевич радостно вос- ■клицает: За всё, что имеем, За всё, что узнали, — Батору Ленину, Батору Сталину , Благодарны мы! Эта песня, записанная в 1939 году студентом Иркутского государственного университета им. А. А. Жданова, ныне преподавателем Тулунского учительско го института Мельхеевым и переведён- йая на русский' язык поэтом Инн. Лу- говеким, выражает исконные настроения и чувства трудящихся. Она прошла ис пытание временем и стала подлинно на родной. Следует отметить и то, что особую силу песне придаёт своеобразная син таксическая организация речи — приме нение эпифоры («родилися мьЛ, «были мы» , «жили мы», «узнали мы», «име ем мы», «благодарны мы»). Страна под руководством большевист ской партии успешно ведёт новое со циалистическое строительство. Во всём этом — плоды великого учения марксиз ма-ленинизма. В стихотворении «Делает явью меч ту» Аполлон Андреевич говорит о муд ром учении И. В. Сталина, которое «светлой дорогой 'ведёт, счастьем пита ет народы». Это учение Силу, отвагу даёт Делает явью мечту. Когда-то бурят-монголы только слы шали и мечтали о плугах, молотилках, машинах, бесплодно думали об облегче нии своего труда. Только советская власть, коллективизация сельского хо зяйства пришли на помощь им. Счастли вый улигерши, свидетель и участник великих перемен жизни, в своей песне «Счастье обрели» (Запись и перевод Д. Хилтухина) поёт о том, что «Анза- пан! давно заброшен нами» и «наши пашни пашем тракторами», в результате чего Как вулкан подземную руду, Труд колхозный выбросил нужду. В Москве заседает Чрезвычайный VIII съезд Советов. Иосиф Виссарионо вич Сталин делает доклад о проекте но вой Конституции СССР. В ней записа ны великие права трудящихся. Народ назвал Конституцию по имени её созда теля — Сталинской. Бурят-монгольский улигерши, сын .возрождённого народа, создаёт песню «Сталинская Конститу ция» , создаёт гимн её творцу. Поэт- сказитель вдохновенно говорит о том, что «сбылись надежды народов», «.сбы лись мечты поколений». В конституции, в этом всемирно-исто рическом документе, Аполлон Андре евич увидел победную поступь социали стической родины. Страна вступила в новую полосу развития,— завершения строительства социалистического обще 1 Анзапан — соха.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2