Сибирские огни, 1951, № 6

ну акций Копикуза на парижской бир- же. Л. И. Лутугину не удалось довести исследование Кузбасса до конца (в ав­ густе 1915 г. он умер на Кольчугин- ском руднике), но подсчёты его сотруд­ ников определяли, что запасы угля в Кузбассе превышают в 3—4 раза за­ пасы Донбасса. Это окрылило заправил Копикуза и их иностранных хозяев, и они начали действовать. Управляющим Копикузом был назна­ чен инженер Федорович — правая рука Трепова, техническим директором барон Фитингоф. Пользуясь предоставленным по договору с «кабинетом» правом вы­ бора в течение 3—4 лет всех промыш­ ленных площадей, они бесцеремонно за­ хватывали земельные площади, выселяя с облюбованных мест целые деревни. Копикузовцы начали эксплоатацию Кольчугияского и Кемеровского рудни­ ка, постройку коксовых печей в Кеме­ рове, проектирование металлургическо­ го завода вблизи Осинников, постройку железной дороги от Юрги до Кольчу­ гино. Первым шагом копикузовцев по «тех­ ническому вооружению» шахт был заказ в Англии 500 железных кайл, — о какой-либо серьёзной рационализации производства копикузовцы не думали. Массовое переселенческое движение крестьян в Сибирь создавало здесь большую резервную армию «рабочих рук», ищущих заработка. На это имен­ но и рассчитывали копикузовцы. Ка­ торжным трудом шахтёры Кузбасса должны были обогащать иностранных банкиров. Акции Копикуза через пять лет уже котировались в цене, превы­ шающей в 6 раз их первоначальную стоимость. Одновременно с Копикузом обоснова­ лось в Кузбассе «Богословское. горно­ заводское акционерное общество», так­ же являвшееся агентурой парижского банка «Генеральное общество». Это «общество», начав разработку уголь­ ных копей вблизи Кемерова, сплавляло уголь водным путём на Урал для своих металлургических заводов. Шахтёры Кузбасса мужественно бо­ ролись за победу Октябрьской револю­ ции. В период интервенции и колчаков­ щины в Сибири кольчугинские шах­ тёры подняли восстание, которое было зверски подавлено карателямичинтервен- тами. Но все попытки парижских банкиров и их ставленников удержать Кузбасс в своих руках окончились провалом. Ве­ ликая Октябрьская социалистическая революция выбросила иностранных им­ периалистов из Кузбасса. Наглым по своим замыслам грюндер­ ским предприятием иностранного финан­ сового капитала в Сибири было «Сибир­ ское акционерное общество пароходства, промышленности и торговли». Учредители этого «общества» — Ионас Лид и С. Востротин. Ионас Лид, литовец по происхождению, появился в Сибири в качестве норвежского консу­ ла в Красноярске. Здесь он сошёлся на короткую ногу с известным в Ени­ сейском крае золотопромышленником и пароходовладельцем, членом Государ­ ственной думы С. Востротиным. С. Востротин много лет добивался у царского правительства установления порто-франко (беспошлинной торгов- . ли) в устье Енисея на привозимые то­ вары из Западной Европы Северным путём через Карское море и вывоз этим же путём из Сибири сельскохозяйствен­ ного сырья. Авантюристу Лиду пришлось по ду­ ше предпринимательство Востротина, и вместе они развили бурную деятель­ ность в этом направлении. В компании с норвежскими и английскими судовла­ дельцами Лид и Востротин создали вы­ шеуказанное акционерное общество и начинали раздувать торговые операции. Первый рейс из Западной Европы к устью Енисея Лид пытался совершить в 1912 г. на норвежском .судне «Тул- л а» , но эта попытка не удалась, судно не прошло через Карское море. В 1913 году Лид и Востротин заду­ мали совершить второй рейс. Заручив­ шись при посредстве щедрой взятки покровительством управляющего казён­ ными сибирскими железными дорога­ ми Вурцеля, Лид зафрахтовал в Нор­ вегии судно «Коррект» и, загрузив его 1000 тоннами цемента и 7000 пудов разных товаров, двинулся через Кар­ ское море к устью Енисея. Цемент был закуплен министерством путей сообще­ ния в Германии и предназначался для строительства Алтайской железной до­ роги. На «Корректе» плыл также извест­ ный полярный исследователь Фритиоф Нансен, имя которого Лид и Востротин широко использовали для рекламной шумихи вокруг своего плавания к бере­ гам Сибири. Рейс «Корректа» сошёл удачно — в устье Енисея дельцов «Акционерной компании» встречал доверенный Лида — Г. Хрнстенсен с грузом закупленно­ го им сибирского сырья и продуктов для вывоза за границу. В последующие годы Лид и Востро­ тин организовали новые рейсы судов к устьям Енисея и Оби. В 1914 году об­ ратным рейсом суда этой компании вы­ везли из Сибири груз леса, льна, кожи,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2