Сибирские огни, 1951, № 6
ну акций Копикуза на парижской бир- же. Л. И. Лутугину не удалось довести исследование Кузбасса до конца (в ав густе 1915 г. он умер на Кольчугин- ском руднике), но подсчёты его сотруд ников определяли, что запасы угля в Кузбассе превышают в 3—4 раза за пасы Донбасса. Это окрылило заправил Копикуза и их иностранных хозяев, и они начали действовать. Управляющим Копикузом был назна чен инженер Федорович — правая рука Трепова, техническим директором барон Фитингоф. Пользуясь предоставленным по договору с «кабинетом» правом вы бора в течение 3—4 лет всех промыш ленных площадей, они бесцеремонно за хватывали земельные площади, выселяя с облюбованных мест целые деревни. Копикузовцы начали эксплоатацию Кольчугияского и Кемеровского рудни ка, постройку коксовых печей в Кеме рове, проектирование металлургическо го завода вблизи Осинников, постройку железной дороги от Юрги до Кольчу гино. Первым шагом копикузовцев по «тех ническому вооружению» шахт был заказ в Англии 500 железных кайл, — о какой-либо серьёзной рационализации производства копикузовцы не думали. Массовое переселенческое движение крестьян в Сибирь создавало здесь большую резервную армию «рабочих рук», ищущих заработка. На это имен но и рассчитывали копикузовцы. Ка торжным трудом шахтёры Кузбасса должны были обогащать иностранных банкиров. Акции Копикуза через пять лет уже котировались в цене, превы шающей в 6 раз их первоначальную стоимость. Одновременно с Копикузом обоснова лось в Кузбассе «Богословское. горно заводское акционерное общество», так же являвшееся агентурой парижского банка «Генеральное общество». Это «общество», начав разработку уголь ных копей вблизи Кемерова, сплавляло уголь водным путём на Урал для своих металлургических заводов. Шахтёры Кузбасса мужественно бо ролись за победу Октябрьской револю ции. В период интервенции и колчаков щины в Сибири кольчугинские шах тёры подняли восстание, которое было зверски подавлено карателямичинтервен- тами. Но все попытки парижских банкиров и их ставленников удержать Кузбасс в своих руках окончились провалом. Ве ликая Октябрьская социалистическая революция выбросила иностранных им периалистов из Кузбасса. Наглым по своим замыслам грюндер ским предприятием иностранного финан сового капитала в Сибири было «Сибир ское акционерное общество пароходства, промышленности и торговли». Учредители этого «общества» — Ионас Лид и С. Востротин. Ионас Лид, литовец по происхождению, появился в Сибири в качестве норвежского консу ла в Красноярске. Здесь он сошёлся на короткую ногу с известным в Ени сейском крае золотопромышленником и пароходовладельцем, членом Государ ственной думы С. Востротиным. С. Востротин много лет добивался у царского правительства установления порто-франко (беспошлинной торгов- . ли) в устье Енисея на привозимые то вары из Западной Европы Северным путём через Карское море и вывоз этим же путём из Сибири сельскохозяйствен ного сырья. Авантюристу Лиду пришлось по ду ше предпринимательство Востротина, и вместе они развили бурную деятель ность в этом направлении. В компании с норвежскими и английскими судовла дельцами Лид и Востротин создали вы шеуказанное акционерное общество и начинали раздувать торговые операции. Первый рейс из Западной Европы к устью Енисея Лид пытался совершить в 1912 г. на норвежском .судне «Тул- л а» , но эта попытка не удалась, судно не прошло через Карское море. В 1913 году Лид и Востротин заду мали совершить второй рейс. Заручив шись при посредстве щедрой взятки покровительством управляющего казён ными сибирскими железными дорога ми Вурцеля, Лид зафрахтовал в Нор вегии судно «Коррект» и, загрузив его 1000 тоннами цемента и 7000 пудов разных товаров, двинулся через Кар ское море к устью Енисея. Цемент был закуплен министерством путей сообще ния в Германии и предназначался для строительства Алтайской железной до роги. На «Корректе» плыл также извест ный полярный исследователь Фритиоф Нансен, имя которого Лид и Востротин широко использовали для рекламной шумихи вокруг своего плавания к бере гам Сибири. Рейс «Корректа» сошёл удачно — в устье Енисея дельцов «Акционерной компании» встречал доверенный Лида — Г. Хрнстенсен с грузом закупленно го им сибирского сырья и продуктов для вывоза за границу. В последующие годы Лид и Востро тин организовали новые рейсы судов к устьям Енисея и Оби. В 1914 году об ратным рейсом суда этой компании вы везли из Сибири груз леса, льна, кожи,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2