Сибирские огни, 1951, № 6

тен Мак Мастера, представляющего группу американских капиталистов, о строительстве Аляско-Сибирской желез­ ной дороги, В. Джексона — представи­ теля другой группы американских дель­ цов на строительство железной дороги от Ташкента до станции Поломошной (у р. Томи) на Сибирской железной до­ роге, Гетте — представляющего интере­ сы французских капиталистов — на «Великая Сибирская дорога», — писал В. И. Ленин в 19 0 1 г. в статье «Уроки к ри зи с а» ,— открывала Сибирь» (т. 5, стр. 74). «Постройки гигантских желез­ ных дорог, расширение всемирного рын­ ка и рост торговли — всё это вызвало неожиданное оживление промышленно­ сти, рост новых предприятий, бешеную погоню за рынком для сбыта, погоню за прибылью, основание новых обществ, ■привлечение к производству массы но­ вых капиталов...» (Там же, стр. 74). Сибирская железная дорога открыва­ ла капиталу широкий доступ к сырье­ вым богатствам Сибири. Этой дорогой и воспользовались иностранные капитали­ сты, хлынувшие в Сибирь, как в ново- открытое «Эльдорадо». Ещё до открытия Сибирской железной дороги иностранные капиталисты пред­ принимали глубокую экономическую раз­ ведку в Сибири. Под видом различных научных экспедиций они разъезжали по всей Сибири, забирались глубоко в та­ ёжные дебри и степи, устанавливали связи с местной торговой буржуазией., В 1893 году в Сибирь прибыл ко­ мандированный французским министер­ ством народного просвещения геолог и этнограф виконт Ж. Кюкервиль, кото­ рый совершил геологическую поездку на озеро Чаны и далее в Акмолинскую степь. В том же году Сибирь посетили: Жорж •Сент-Ив, командированный французским министром колоний для исследования Сибири в экономическом отношении, П. Лаббе для этнографического исследо­ вания, Пьер Леруа Болье для изучения колонизационного дела в Сибири. Столь усердное «исследование» Сиби­ ри со стороны французов объясняется тем, что царизм, прикованный к фран­ цузскому империализму миллиардными займами, широко распахнул двери французским монополистам для захвата экономических позиций в России. Фран­ цузские банкиры держали в своих руках такие решающие отрасли народного хо­ зяйства России, как топливо и метал­ лургий. Они хотели наложить лапу так- ж(е на) богатства Сибири. Результатом разведок явилось появ­ ление в 1 9 0 3 году в казахских степях близ Акмолинска концессии Э. Карно- -сына, бывшего президента Франции. строительство железной дороги на рас­ стояние 3 6 0 вёрст от Белковской губы на берегу Ледовитого океана до Оби выше Обдорска. Все эти проекты, как и проект Гар- римана, были рассчитаны на захват и хищническую эксплоатацию богатейших недр, находящихся вдоль трассы проек­ тируемых железных дорог. С открытием движения по Сибирской железной дороге сюда двинулись также англичане, немцы, австрийцы, амери­ канцы. На биржах Лондона, Парижа, Нью- Йорка, Берлина одна за другой, как му­ хоморы после дождя, возникали спеку­ лятивно-грюндерские акционерные ком­ пании по расхищению богатств Сибири. Только в одном Лондоне в конце 1 9 0 6 года было зарегистрировано 27 синдикатов для производства разве­ док, для покупки и финансирования рус­ ских горнопромышленных предприятий в Сибири. Некоторые из этих «синдика­ тов» были созданы с капиталом всего лишь в 5 0 0 рублей и девятирублёвыми акциями, с явным намерением привлечь и одурачить мелких держателей акций. Наживши огромные состояния на спеку­ ляции акциями австралийских и южно­ африканских приисков, английские коло­ низаторы решили перенести свою спе­ кулятивную деятельность на Сибирь. В Соединённых Штатах образовался синдикат для скупки с промышленной целью земельных участков вдоль Сибир­ ской железной дороги. Наперебой с ан­ гличанами американские дельцы рыска­ ли по всей Сибири в поисках золотых россыпей, руд, цветных металлов. «Иностранные капиталисты, — писал в то время один журналист, — броси­ лись в Сибирь, как в дикую страну или необитаемый остров». Вот одна из многочисленных газетных информаций того времени: «Американ­ скими капиталистами рассылаются по Сибири агенты для скупки местонахож­ дений медной и свинцовой руды и устройства снабжения ею Америки. Вме­ сте с тем Стальной американский трест предполагает открыть сибирские скла­ ды для розничной продажи железа и железных изделий.. . » 1. Стальной трест — крупнейшее монопо­ листическое предприятие Моргана — протянул свои жадные щупальцы в Си­ бирь. В значительной степени к Моргану относится замечательная характеристи­ ка американского банкира в знаменитом 1 Журн . «Горные и золотопромышленные известия», № 13, 1912 г. 8. «Сибирские огни» № 6.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2