Сибирские огни, 1951, № 6
тен Мак Мастера, представляющего группу американских капиталистов, о строительстве Аляско-Сибирской желез ной дороги, В. Джексона — представи теля другой группы американских дель цов на строительство железной дороги от Ташкента до станции Поломошной (у р. Томи) на Сибирской железной до роге, Гетте — представляющего интере сы французских капиталистов — на «Великая Сибирская дорога», — писал В. И. Ленин в 19 0 1 г. в статье «Уроки к ри зи с а» ,— открывала Сибирь» (т. 5, стр. 74). «Постройки гигантских желез ных дорог, расширение всемирного рын ка и рост торговли — всё это вызвало неожиданное оживление промышленно сти, рост новых предприятий, бешеную погоню за рынком для сбыта, погоню за прибылью, основание новых обществ, ■привлечение к производству массы но вых капиталов...» (Там же, стр. 74). Сибирская железная дорога открыва ла капиталу широкий доступ к сырье вым богатствам Сибири. Этой дорогой и воспользовались иностранные капитали сты, хлынувшие в Сибирь, как в ново- открытое «Эльдорадо». Ещё до открытия Сибирской железной дороги иностранные капиталисты пред принимали глубокую экономическую раз ведку в Сибири. Под видом различных научных экспедиций они разъезжали по всей Сибири, забирались глубоко в та ёжные дебри и степи, устанавливали связи с местной торговой буржуазией., В 1893 году в Сибирь прибыл ко мандированный французским министер ством народного просвещения геолог и этнограф виконт Ж. Кюкервиль, кото рый совершил геологическую поездку на озеро Чаны и далее в Акмолинскую степь. В том же году Сибирь посетили: Жорж •Сент-Ив, командированный французским министром колоний для исследования Сибири в экономическом отношении, П. Лаббе для этнографического исследо вания, Пьер Леруа Болье для изучения колонизационного дела в Сибири. Столь усердное «исследование» Сиби ри со стороны французов объясняется тем, что царизм, прикованный к фран цузскому империализму миллиардными займами, широко распахнул двери французским монополистам для захвата экономических позиций в России. Фран цузские банкиры держали в своих руках такие решающие отрасли народного хо зяйства России, как топливо и метал лургий. Они хотели наложить лапу так- ж(е на) богатства Сибири. Результатом разведок явилось появ ление в 1 9 0 3 году в казахских степях близ Акмолинска концессии Э. Карно- -сына, бывшего президента Франции. строительство железной дороги на рас стояние 3 6 0 вёрст от Белковской губы на берегу Ледовитого океана до Оби выше Обдорска. Все эти проекты, как и проект Гар- римана, были рассчитаны на захват и хищническую эксплоатацию богатейших недр, находящихся вдоль трассы проек тируемых железных дорог. С открытием движения по Сибирской железной дороге сюда двинулись также англичане, немцы, австрийцы, амери канцы. На биржах Лондона, Парижа, Нью- Йорка, Берлина одна за другой, как му хоморы после дождя, возникали спеку лятивно-грюндерские акционерные ком пании по расхищению богатств Сибири. Только в одном Лондоне в конце 1 9 0 6 года было зарегистрировано 27 синдикатов для производства разве док, для покупки и финансирования рус ских горнопромышленных предприятий в Сибири. Некоторые из этих «синдика тов» были созданы с капиталом всего лишь в 5 0 0 рублей и девятирублёвыми акциями, с явным намерением привлечь и одурачить мелких держателей акций. Наживши огромные состояния на спеку ляции акциями австралийских и южно африканских приисков, английские коло низаторы решили перенести свою спе кулятивную деятельность на Сибирь. В Соединённых Штатах образовался синдикат для скупки с промышленной целью земельных участков вдоль Сибир ской железной дороги. Наперебой с ан гличанами американские дельцы рыска ли по всей Сибири в поисках золотых россыпей, руд, цветных металлов. «Иностранные капиталисты, — писал в то время один журналист, — броси лись в Сибирь, как в дикую страну или необитаемый остров». Вот одна из многочисленных газетных информаций того времени: «Американ скими капиталистами рассылаются по Сибири агенты для скупки местонахож дений медной и свинцовой руды и устройства снабжения ею Америки. Вме сте с тем Стальной американский трест предполагает открыть сибирские скла ды для розничной продажи железа и железных изделий.. . » 1. Стальной трест — крупнейшее монопо листическое предприятие Моргана — протянул свои жадные щупальцы в Си бирь. В значительной степени к Моргану относится замечательная характеристи ка американского банкира в знаменитом 1 Журн . «Горные и золотопромышленные известия», № 13, 1912 г. 8. «Сибирские огни» № 6.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2