Сибирские огни, 1951, № 6

«Гутчинсон, Кооль и Филиппиус», по­ лучившая от царского правительства в аренду Командорские острова (вблизи Камчатки), за 2 0 лет хищнически истре­ била на этих островах около миллиона штук морских котиков. На истреблении ценных зверей севе- .ро-востока Сибири и нещадном ограбле­ нии народов Севера создали свои капи­ талы многие американские дельцы, в частности Пибоди, который позднее уча­ ствовал в моргановском займе царскому и колчаковскому правительствам. Обосновавшись на Аляске, американ­ ские дельцы в то же время жадно по­ глядывали на Берингов пролив. Основан­ ный в девяностых годах прошлого века Морганом и Гугенгеймом Аляскинский синдикат неоднократно делал попытки развернуть свою грабительскую деятель­ ность на Чукотке и Камчатке, рассчиты­ вая найти здесь новый золотоносный Клондайк. По поручению Аляскинского синдика­ та Чукотку и Камчатку в течение двух .лет «обследовали» горный инженер, впоследствии крупный капиталист В. Ван- ,дерлип. В результате в 1902 году на Чукотке появилось «Северо-восточное общество», во главе с директором-рас- порядителем Джоном Розиным, являв­ шимся одновременно директором Аля- ■скинского синдиката. Пользуясь монопольными привилегия­ ми, это моргановское предприятие в течение 12 лет безнаказанно орудовало на Чукотке, беспощадно эксплоатируя чукчей и эскимосов. Снабжая их по ■баснословно высоким ценам различны­ ми побрякушками, спаивая спиртом, аме­ риканские хищники за бесценок забира­ ли у чукчей и эскимосов меха песцов, шкуры белых медведей и моржей, мор- жевые клыки, оленей, ездовых собак и переотправляли всё это награбленное добро в Ном на Аляске'. Наряду с про- •спекторами (золотоискателями), приве­ зёнными «Обществом» из Америки, — к берегам Чукотки и Камчатки прибы­ вали в промысловые сезоны десятки шхун различных дельцов из США и Ка­ нады. Русское консульство в Нью-Йорке от­ мечало в своих донесениях в Россию, что в 1 8 9 1 году наблюдалась в Охот­ ском море 81 хищническая шхуна, в 1 8 9 2 году — 6 2 . В действительности их было значительно больше. Грабёж и разбой американских хищников на Чу­ котке и Камчатке продолжался вплоть до установления на этой дальней окраи­ не страны советской власти. Давним стремлением иностранного ка­ питала было проникнуть в глубь Сиби­ ри. Группы различных предпринимате­ лей, охваченные грюндерской горячкой, 1 Журн. «Сибир. вопросы», № 39—40, 1909 г., стр. 62. выдвигали разнообразны© проекты же- лезнодорожного строительства в Си­ бири. Так, ещё в 1 8 5 7 году английский инженер Дуль, выражавший интересы группы английских капиталистов, пред­ лагал царскому правительству провести конно-железную дорогу от Нижнего-Нов- города через Казань и Пермь до одного из наших портов на Тихом океане. В том же году американский предприниматель Коллинс обратился к царскому прави­ тельству с предложением учредить ак­ ционерное общество Амурской железной дороги для соединения Иркутска с Чи­ той. В 1 8 5 8 году англичане Морисон, Горн и Слейг предложили соединить рельсовым путём Москву с Татарским заливом. Не требуя от царского прави­ тельства никакой гарантии дохода, эти англичане ходатайствовали однако о столь значительных привилегиях, что предоставление их привело бы к сосре­ доточению всей сибирской торговли и промышленности в руках иностранцев.1 Особо сильные домогательства со сто­ роны иностранных -капиталистов на строительство железных дорог в Сибири начали проявляться в период перераста­ ния капитализма в империализм. Строительство железных дорог в ко­ лониальных и полуколониальных стра­ нах является наиболее выгодным поме­ щением капитала «на особо выгодных условиях, с особыми гарантиями доход­ ности, с прибыльными заказами для ста­ лелитейных заводов и пр. и т. д.» (т. 22 , стр. 261 ) . Железные дороги представляют не только выгодное вложение капитала, но и орудие экономической власти над жизнью страны. Именно к этому стремился Э. Гарри- ман (отец современного поджигателя войны А. Гарримана), настойчиво домо­ гаясь от царского правительства в нача­ ле этого столетия концессии на построй­ ку Аляско-Сибирской железной дороги через Чукотку с выходом: около Канска на Сибирскую железную дорогу. Глав­ ным условием Гарриман ставил переда­ чу ему в эксплоатацию на 9 0 лет 12-вёр­ стной полосы по ту и другую сторону от железной дороги со всеми находя­ щимися в недрах её богатствами. Гарри­ ман рассчитывал отхватить для амери­ канской колонизации всю северо-восточ­ ную часть Азиатской России — несколь­ ко миллионов квадратных километров. Однако, несмотря на нажим дяди царя Николая Николаевича, небескорыстно заинтересованного в передаче концессии Гарриману, царские министры не реши­ лись принять предложение Гарримана. Так же были отклонены проекты: Габ- 1 «Сибирь и великая Сибирская жел. дор.». Изд. Минист, финанс. СПб. 1896 г., стр. 253—254.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2