Сибирские огни, 1951, № 6
«Гутчинсон, Кооль и Филиппиус», по лучившая от царского правительства в аренду Командорские острова (вблизи Камчатки), за 2 0 лет хищнически истре била на этих островах около миллиона штук морских котиков. На истреблении ценных зверей севе- .ро-востока Сибири и нещадном ограбле нии народов Севера создали свои капи талы многие американские дельцы, в частности Пибоди, который позднее уча ствовал в моргановском займе царскому и колчаковскому правительствам. Обосновавшись на Аляске, американ ские дельцы в то же время жадно по глядывали на Берингов пролив. Основан ный в девяностых годах прошлого века Морганом и Гугенгеймом Аляскинский синдикат неоднократно делал попытки развернуть свою грабительскую деятель ность на Чукотке и Камчатке, рассчиты вая найти здесь новый золотоносный Клондайк. По поручению Аляскинского синдика та Чукотку и Камчатку в течение двух .лет «обследовали» горный инженер, впоследствии крупный капиталист В. Ван- ,дерлип. В результате в 1902 году на Чукотке появилось «Северо-восточное общество», во главе с директором-рас- порядителем Джоном Розиным, являв шимся одновременно директором Аля- ■скинского синдиката. Пользуясь монопольными привилегия ми, это моргановское предприятие в течение 12 лет безнаказанно орудовало на Чукотке, беспощадно эксплоатируя чукчей и эскимосов. Снабжая их по ■баснословно высоким ценам различны ми побрякушками, спаивая спиртом, аме риканские хищники за бесценок забира ли у чукчей и эскимосов меха песцов, шкуры белых медведей и моржей, мор- жевые клыки, оленей, ездовых собак и переотправляли всё это награбленное добро в Ном на Аляске'. Наряду с про- •спекторами (золотоискателями), приве зёнными «Обществом» из Америки, — к берегам Чукотки и Камчатки прибы вали в промысловые сезоны десятки шхун различных дельцов из США и Ка нады. Русское консульство в Нью-Йорке от мечало в своих донесениях в Россию, что в 1 8 9 1 году наблюдалась в Охот ском море 81 хищническая шхуна, в 1 8 9 2 году — 6 2 . В действительности их было значительно больше. Грабёж и разбой американских хищников на Чу котке и Камчатке продолжался вплоть до установления на этой дальней окраи не страны советской власти. Давним стремлением иностранного ка питала было проникнуть в глубь Сиби ри. Группы различных предпринимате лей, охваченные грюндерской горячкой, 1 Журн. «Сибир. вопросы», № 39—40, 1909 г., стр. 62. выдвигали разнообразны© проекты же- лезнодорожного строительства в Си бири. Так, ещё в 1 8 5 7 году английский инженер Дуль, выражавший интересы группы английских капиталистов, пред лагал царскому правительству провести конно-железную дорогу от Нижнего-Нов- города через Казань и Пермь до одного из наших портов на Тихом океане. В том же году американский предприниматель Коллинс обратился к царскому прави тельству с предложением учредить ак ционерное общество Амурской железной дороги для соединения Иркутска с Чи той. В 1 8 5 8 году англичане Морисон, Горн и Слейг предложили соединить рельсовым путём Москву с Татарским заливом. Не требуя от царского прави тельства никакой гарантии дохода, эти англичане ходатайствовали однако о столь значительных привилегиях, что предоставление их привело бы к сосре доточению всей сибирской торговли и промышленности в руках иностранцев.1 Особо сильные домогательства со сто роны иностранных -капиталистов на строительство железных дорог в Сибири начали проявляться в период перераста ния капитализма в империализм. Строительство железных дорог в ко лониальных и полуколониальных стра нах является наиболее выгодным поме щением капитала «на особо выгодных условиях, с особыми гарантиями доход ности, с прибыльными заказами для ста лелитейных заводов и пр. и т. д.» (т. 22 , стр. 261 ) . Железные дороги представляют не только выгодное вложение капитала, но и орудие экономической власти над жизнью страны. Именно к этому стремился Э. Гарри- ман (отец современного поджигателя войны А. Гарримана), настойчиво домо гаясь от царского правительства в нача ле этого столетия концессии на построй ку Аляско-Сибирской железной дороги через Чукотку с выходом: около Канска на Сибирскую железную дорогу. Глав ным условием Гарриман ставил переда чу ему в эксплоатацию на 9 0 лет 12-вёр стной полосы по ту и другую сторону от железной дороги со всеми находя щимися в недрах её богатствами. Гарри ман рассчитывал отхватить для амери канской колонизации всю северо-восточ ную часть Азиатской России — несколь ко миллионов квадратных километров. Однако, несмотря на нажим дяди царя Николая Николаевича, небескорыстно заинтересованного в передаче концессии Гарриману, царские министры не реши лись принять предложение Гарримана. Так же были отклонены проекты: Габ- 1 «Сибирь и великая Сибирская жел. дор.». Изд. Минист, финанс. СПб. 1896 г., стр. 253—254.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2