Сибирские огни, 1951, № 6

чи в слабости при выходе из квартиры паки простудился... так что по сие вре­ мя не предвидится желанного успеха. Он не имеет хорошего сна, всегда хо­ дит или мало сидит от чего начали пух­ нуть ноги». В мае 1 8 1 1 года Шевангин оконча­ тельно пришёл к заключению, что Стрижков болен водянкою, и надежды на выздоровление совершенно нет. И, тем не менее, к нему ездили из Колы- ванской шлифовальной фабрики подма­ стерья и мастера за советом — как ве­ сти дальше обработку изделий. Зады­ хаясь от приступов кашля, измученный бессонницей, распухший, Стрижков да­ вал им указания, подписывал рапорты и всю документацию по фабричному про­ изводству. Ещё 1 мая он подписал отчёт о про­ деланной в апреле месяце 18 1 1 года работе, написал ряд писем Эллерсу и руководству Кабинетом, а 8 (20) мая 1811 года смерть унесла в могилу за­ мечательного механизатора камнерезного производства. Его похоронили на Змеи­ ногорском кладбище и вскоре забыли. Ни горное начальство Колывано-Во- скресенских заводов, ни императорский Кабинет не оценили огромных заслуг Ф. В. Стришкова. Имя его было незаслу­ женно забыто, и лишь на ряде изделий Колыванской шлифовальной фабрики на этикетках можно прочесть, что их делал мастер Филипп Стрижков. Большую коллекцию изделий оставил после себя Стрижков. Она хранится в Государственном Эрмитаже. Немало из­ делий, выполненных под его руковод­ ством, находится в бывших дворцах, со­ борах, монастырях, парках и даже за границами нашей Родины. На весь мир прославилась Колыван- ская шлифовальная фабрика своими из­ делиями. Не раз на международных вы­ ставках присуждали ей почётные дипло­ мы и медали. На одной из таких вы­ ставок член жюри вынужден был дать такое заключение: «я должен сознать­ ся — не знаю других подобных изделий. Я не думаю даже, чтобы столь трудные и так хорошо отделанные произведения были когда-либо исполнены со времён греков и римлян». Механизм фабрики, созданный Ф. В. Стрижковым на Колыванской шлифо­ вальной фабрике, почти без изменений действовал до конца XIX века. Все вы­ дающиеся изделия, прославившие ал­ тайские поделочные камни и русское камнерезное производство, были выпол­ нены на машинах, изобретённых Стриж­ ковым. По существу даже техника изго­ товления вещей из цветных камней осталась до наших дней основанной на приёмах, предложенных и осущест­ влённых Стрижковым в конце XVIII и начале XIX века. Стрижков научил русских людей, . «сочетая искусство и технику, творить прекрасные изделия» из камня. Он соз- дал машинную технику обработки кам­ ня и установил приоритет русской тех­ ники в механизации одной из трудо­ ёмких и тяжёлых видов промышленно­ сти — камнерезной. Творчество Стрижкова было проник­ нуто неизменно заботой о замене руч­ ного труда машинной техникой. Тем са­ мым он вместе с великими русскими изобретателями Ползуновым, Фроловым, Черепановыми решал одну и ту же за­ дачу — поставить машинную технику на благо народа, на облегчение его труда. Прошло 150 лет со дня основания. Ф. В. Стрижковым Колыванской шлифо­ вальной фабрики — первой фабрики в камнерезной промышленности. Ныне эта фабрика носит наименование Колы- ванского камнерезного завода им. И. И. Ползунова. Продолжая работу по обра­ ботке цветных камней, Колыванский камнерезный завод вместо удовлетворе­ ния прихоти бывших царей и сановников царского двора производит в наши дни ряд изделий для многих отраслей про­ мышленности, помогая советскому со­ циалистическому обществу итти к завет­ ной цели — к коммунизму. Там, где природа создала чудесный утолок, названный именем русского бы­ линного богатыря Колывана Иванови­ ча — великого мастера обработки камня, там, где выдающийся механизатор кам­ нерезного производства Стрижков соз­ дал технику, позволившую подарить миру невиданные образцы скульптурных произведений из камня, советские кам­ нерезы заняты большим благородным делом — ставят камень на службу на­ родному хозяйству. Недалёк тот день, когда алтайские камнерезы по воле народа приступят к поделке скульптурных произведений из цветных камней для наших дворцов тРУДа, парков, домов культуры. В этой работе они будут опираться на могучую технику нашей страны. Новые, невидан­ ные в мире образцы художественной резьбы по камню создадут они тогда. Опираясь на наследство, оставленное Стрижковым, советские техники-новато­ ры впишут ещё не одну страницу в исто­ рию искусства нашего народа.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2