Сибирские огни, 1951, № 6
созданы ручным способом, примитивны м и орудиями. Только в книге академика А. Е. Ферсмана можно прочесть, что русские камнерезы прекрасно разреши ли сложную задачу, поставленную перед ними. Им «вместо старого топора, так успешно рубившего не только избы, но и дивные церкви, надо было создать на стоящую м а ш и н н у ю т е х н и к у обработки твёрдого и мягкого камня, на до было научить русского человека, со четая искусство и технику, творить пре красные изделия из него, по путям, на меченным знаменитыми зодчими — Растрелли и Камероном, Кваренги и Воронихиным»!. И эта задача была бле стяще решена русскими камнерезами в XVIII и первой четверти XIX века. В старых архивных документах того времени вместе со счетами, сметами, указами и прошениями встречаются мно гочисленные свидетельства творчества механизаторов камнерезной промышлен ности. Приходится долго искать эти раз розненные сведения, шаг за шагом рас крывая картины давно минувших дней. Зато накопленные материалы позволяют убедиться в том, что русским людям принадлежит приоритет в механизации одного из трудоёмких видов промышлен ности — в изготовлении художественных изделий из цветных камней. Это под тверждается материалом о жизни и твор честве выдающегося русского изобрета теля Филиппа Васильевича Стрижкова. О том, что на Алтае есть цветные камни, стало известно ещё в первой по ловине XVIII века. Увлечённые подня тием выплавки серебра, горные началь ники и члены царского Кабинета не об ратили внимания на возможность их разработки. В Петергофе и Екатерин бурге действовали в то время лишь не большие предприятия, занятые шлифов кой и полировкой изделий из разных поделочных камней. Строительство двор цов в Петербурге требовало декоратив ных украшений колоннами, каминами, вазами, чашами и столами из камней различной расцветки. В начале 80-х го дов XVIII века царский двор увлёкся такими изделиями. В эти годы в Каби нете Екатерины II и вспомнили о бога той коллекции минералов, доставленной с Алтая. j В 1 7 8 5 году в долинах горных рек I Алтая были собраны образцы мраморов, I кварцитов, яшм, порфиров и цветных гранитов. Коллекция была привезена в Петербург. Камни подвергли полировке в Петергофе и убедились, что по своей красоте алтайские поделочные камни могут конкурировать с уральскими. В Кабинете было решено основать на Ко- лывано-Воскресенских заводах пред приятие для поделки из разных камней всевозможных декоративных изделий и дарить их хозяйке заводов — Екатери не И. Затея царского двора обещала са новникам награды, царице — дешёвый способ получения модных вещей. Одна ко царский Кабинет, руководивший по местьями царицы, на этом пути встре тил большое затруднение. Найдены бы ли лишь мелкие гальки тех камней, из которых нужно было делать чаши, вазы, камины и другие изделия. Было ясно, что где-то в горах имеются большие за лежи таких камней. Предстояло сначала их найти, добыть крупные монолиты, по том выбрать место для обработки и только тогда начинать производство. Никогда так широко не охватывались разведкой предгорья и хребты Алтая, как в 17 8 6 году, когда для удовлетво рения прихоти царицы были направле ны девять партий в районы реки Томи, Телецкого озера, рек Коргона, Бухтар- мы и Иртыша. Руководителям партий и местному начальству членом Кабинета Соймоновым было предписано: «старать ся о сыскании тех мест, где поднесен ные мною е. и. в. каменья находятся и когда удостовериться можно о месте пре бывания их, то учредить каменную лом ку и шлифовальную при- заводах фабри ку для обрабатывания колонн, вазов, столов каменных и других сим подоб ных приборов»!. Нужно было ждать около года резуль татов поисков, но ждать не хотелось, и Соймонов предписал одновременно с по исками начать ломку черного порфира близ Локтевского завода и поделку из него как можно больших по размерам изделий. Для руководства работами бы ли наняты крестьянин Голбин — масте ром на каменоломни, каменодельный ма стер Петергофской фабрики Бакланов и подмастерье Денисов. Последние были снабжены чертежами механизма Петер гофской фабрики и должны были по строить такую же на Алтае и обучить местных мастеровых искусству шлифова ния и полировки камня. Так в 1 7 8 6 году начала существование новая от расль производства в Западной Сиби ри — камнеобрабатывающая. Царский Кабинет прекрасно знаЛ, что крепостные будут дешевле, чем наёмные мастера, и потому побеспокоился о вы делении учеников новому делу из числа мастеровых Колывано-Воскресенских за водов. В июне 1 7 8 6 года «каменодель ный подмастерье» Денисов выбирал способных стать «гранильными ученика ми» на Змеиногорском руднике. В спи сок Денисова был включён 16-летний Филипп Стрижков. Так с самого начала 1 Ферсман. «Из истории культуры камня в России», 1946 год, стр. 34.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2