Сибирские огни, 1951, № 6

созданы ручным способом, примитивны­ м и орудиями. Только в книге академика А. Е. Ферсмана можно прочесть, что русские камнерезы прекрасно разреши­ ли сложную задачу, поставленную перед ними. Им «вместо старого топора, так успешно рубившего не только избы, но и дивные церкви, надо было создать на­ стоящую м а ш и н н у ю т е х н и к у обработки твёрдого и мягкого камня, на­ до было научить русского человека, со­ четая искусство и технику, творить пре­ красные изделия из него, по путям, на­ меченным знаменитыми зодчими — Растрелли и Камероном, Кваренги и Воронихиным»!. И эта задача была бле­ стяще решена русскими камнерезами в XVIII и первой четверти XIX века. В старых архивных документах того времени вместе со счетами, сметами, указами и прошениями встречаются мно­ гочисленные свидетельства творчества механизаторов камнерезной промышлен­ ности. Приходится долго искать эти раз­ розненные сведения, шаг за шагом рас­ крывая картины давно минувших дней. Зато накопленные материалы позволяют убедиться в том, что русским людям принадлежит приоритет в механизации одного из трудоёмких видов промышлен­ ности — в изготовлении художественных изделий из цветных камней. Это под­ тверждается материалом о жизни и твор­ честве выдающегося русского изобрета­ теля Филиппа Васильевича Стрижкова. О том, что на Алтае есть цветные камни, стало известно ещё в первой по­ ловине XVIII века. Увлечённые подня­ тием выплавки серебра, горные началь­ ники и члены царского Кабинета не об­ ратили внимания на возможность их разработки. В Петергофе и Екатерин­ бурге действовали в то время лишь не­ большие предприятия, занятые шлифов­ кой и полировкой изделий из разных поделочных камней. Строительство двор­ цов в Петербурге требовало декоратив­ ных украшений колоннами, каминами, вазами, чашами и столами из камней различной расцветки. В начале 80-х го­ дов XVIII века царский двор увлёкся такими изделиями. В эти годы в Каби­ нете Екатерины II и вспомнили о бога­ той коллекции минералов, доставленной с Алтая. j В 1 7 8 5 году в долинах горных рек I Алтая были собраны образцы мраморов, I кварцитов, яшм, порфиров и цветных гранитов. Коллекция была привезена в Петербург. Камни подвергли полировке в Петергофе и убедились, что по своей красоте алтайские поделочные камни могут конкурировать с уральскими. В Кабинете было решено основать на Ко- лывано-Воскресенских заводах пред­ приятие для поделки из разных камней всевозможных декоративных изделий и дарить их хозяйке заводов — Екатери­ не И. Затея царского двора обещала са­ новникам награды, царице — дешёвый способ получения модных вещей. Одна­ ко царский Кабинет, руководивший по­ местьями царицы, на этом пути встре­ тил большое затруднение. Найдены бы­ ли лишь мелкие гальки тех камней, из которых нужно было делать чаши, вазы, камины и другие изделия. Было ясно, что где-то в горах имеются большие за­ лежи таких камней. Предстояло сначала их найти, добыть крупные монолиты, по­ том выбрать место для обработки и только тогда начинать производство. Никогда так широко не охватывались разведкой предгорья и хребты Алтая, как в 17 8 6 году, когда для удовлетво­ рения прихоти царицы были направле­ ны девять партий в районы реки Томи, Телецкого озера, рек Коргона, Бухтар- мы и Иртыша. Руководителям партий и местному начальству членом Кабинета Соймоновым было предписано: «старать­ ся о сыскании тех мест, где поднесен­ ные мною е. и. в. каменья находятся и когда удостовериться можно о месте пре­ бывания их, то учредить каменную лом­ ку и шлифовальную при- заводах фабри­ ку для обрабатывания колонн, вазов, столов каменных и других сим подоб­ ных приборов»!. Нужно было ждать около года резуль­ татов поисков, но ждать не хотелось, и Соймонов предписал одновременно с по­ исками начать ломку черного порфира близ Локтевского завода и поделку из него как можно больших по размерам изделий. Для руководства работами бы­ ли наняты крестьянин Голбин — масте­ ром на каменоломни, каменодельный ма­ стер Петергофской фабрики Бакланов и подмастерье Денисов. Последние были снабжены чертежами механизма Петер­ гофской фабрики и должны были по­ строить такую же на Алтае и обучить местных мастеровых искусству шлифова­ ния и полировки камня. Так в 1 7 8 6 году начала существование новая от­ расль производства в Западной Сиби­ ри — камнеобрабатывающая. Царский Кабинет прекрасно знаЛ, что крепостные будут дешевле, чем наёмные мастера, и потому побеспокоился о вы­ делении учеников новому делу из числа мастеровых Колывано-Воскресенских за­ водов. В июне 1 7 8 6 года «каменодель­ ный подмастерье» Денисов выбирал способных стать «гранильными ученика­ ми» на Змеиногорском руднике. В спи­ сок Денисова был включён 16-летний Филипп Стрижков. Так с самого начала 1 Ферсман. «Из истории культуры камня в России», 1946 год, стр. 34.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2