Сибирские огни, 1951, № 6

с и б и р Н. САВЕЛЬЕВ Каменодельный м астер Ф . В . С триж аов ' В русских былинах, записанных на Алтае Кириевским, вместе с Ильёй Му­ ромцем и Алёшей Поповичем рассказы­ вается о Колыване Ивановиче, человеке непомерной силы. Землю мог перевер­ нуть этот богатырь. В представлениях русских людей Колыван Иванович рисо­ вался не просто силачом, но и изуми­ тельным мастером. Недаром ряд живо­ писных мест, где выветренные горные породы создают изумительные по кра­ соте фигуры скалы, связаны с именем этого богатыря. В Западной Сибири именем Колыва- на Ивановича названо озеро. Ныне — Колыванское озеро близ деревни Сав- вушки, Змеиногорского района, Алтай-, ского края, в XVIII и первой половине XIX века называлось просто озеро Ко­ лыван. Красота прибрежных скал Колыван- ского озера настолько своеобразна, что 1 запоминается на всю жизнь. Голые гра­ нитные камни, разбитые трещинами, от­ шлифованные ветром и водой, причуд­ ливо нагромождены друг на друга. Ка­ жется, будто кто-то искусно сложил их. Каждая из скал неповторима. С высокой террасы прибрежной скалы озеро видно во всей красоте, и всюду — куда ни глянешь — сказка из серого гранита! Низко припали к воде гигант1 ские змеи, зорко всматриваются в даль три богатыря, а за ними замок с зуб­ чатыми стенами и острыми шпилями ба­ шен. Слева — гигантская лягушка, чуть поодаль на тонкой ножке гриб, на вер­ шине которого всматривается в вас беге­ мот. Невольно возникает ощущение, будто все эти произведения природы созна­ тельно творил великий мастер-художник! Озеро Колыван вошло в историю гор­ ного производства Западной Сибири. Всякий раз, когда пишут о первоначаль­ но открытом руднике на Алтае, вспоми­ нают рудник близ озера Колыван. Пер­ вый завод, построенный приказчиками I Демидова в предгорьях Алтая, назван был Колывано-Воскресенским. Царское I поместье на Алтае называлось с 1 7 4 7 по 1 8 3 4 год — Колывано-Воскресен- ские заводы. В наши дни на месте первого завод­ ского посёлка Демидова расположен р а ­ бочий посёлок Горная Колывань. Здесь находится Колыванский камнерезный завод имени И. И. Ползунова. «Петергоф — Екатеринбург — Колы­ вань — таковы три центра старой рус­ ской камнерезной промышленности. Сна­ чала — затеи царского двора, а потом — три единственных в мире по размаху учреждения, призванных выявлять кра­ соту русского цветного камня, поднять одну из важнейших сторон народной про­ мышленности». Так оценил роль Колы- вани советский академик А. Е. Ферс­ ман. В прекрасных залах Государственного музея Эрмитаж в г. Ленинграде собрана большая коллекция изделий колыванских камнерезов. Вазы, торшеры, чаши из яшм, порфиров, кварцитов и мраморов Алтая действительно показывают красо­ ту алтайских цветных камней. Но не только полированные поверхности их всевозможных тонов привлекают вни­ мание зрителя. Форма этих изделий, их массивность и резьба орнамента сви­ детельствуют о высокой культуре маете- ^ ров, подаривших человечеству эти ве­ личественные, высокохудожественные произведения. В мире нет равных им ни по красоте отделки, ни по изяществу и точности формы, не говоря уже о массивности многих из них. Недаром колоссальную чашу, в большем диаметре имеющую пять метров и высотою в два метра, на­ звали «царицей ваз». Величайшая в мире, она сочетает в себе красоту фор­ мы и камня. С гордым сознанием, что это произведение искусства сделано рус­ скими мастерами, любуются им посетите­ ли дворца-музея. Колыванские мастера создали славу алтайским поделочным камням. До недавних времён считали, что произведения колыванских камнерезов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2