Сибирские огни, 1951, № 5
Аналогичные явления наблюдаются и в области духовной культуры. Литера тура алтайцев, испытывая благотворное влияние русской, особенно советской литературы, в то ж е время самобытна и самостоятельна. От первого алтайско го писателя Павла Кучияка через пле яду продолжателей идёт линия совер шенно оригинального творчества, ли шённого подражательности и проник нутого идеями борьбы за коммунизм, об щими для всех советских народов. Ли тература и театр алтайцев в своём раз витии опираются на богатейшее народ ное творчество. В мировоззрении широких масс, алтай цев идёт процесс отмирания старого, возникновения и утверждения нового. Рухнула мифология и демонология ко чевников: сейчас большинство алтайцев отрешилось от веры в духов природы, племенных и родовых богов, о шама нах — «камах» сохранились лишь воспоминания и древние легенды. Боль шим авторитетом и уважением поль зуется современная медицина; алтайцы охотно прибегают к помощи врачей и фельдшеров, регулярно обслуживающих самые отдалённые селения. Благород ный труд работников медицины наносит сильнейшие удары по суевериям и предрассудкам. Изменения в мировоззрении алтайцев показаны в книге, однако, несколько бегло: так, говоря, что конкретное, об разное мышление алтайцев уступает СБОё место отвлечённому мышлению, что нашло своё выражение в категориях языка, автор не приводит соответствую щих примеров. Но, как справедливо за мечает автор, вопросы мировоззрения алтайцев представляют собой специаль ную тему, которой должны быть посвя щены особые исследования. Так описаны в книге Л. П. Потапова важные этапы прошлого алтайцев и их современная жизнь. Само собой возни кает противопоставление алтайцев наро дам, ещё не сбросившим ига колони ального рабства. Известна, например, трагическая участь индейцев Северной Америки: они почти полностью истреб лены хшцниками-колонизаторами; толь ко жалкие остатки некогда многочислен ных племён бродят, вымирая от голода и болезней, на бесплодных землях, от ведённых им «просвещёнными» прави телями Соединённых Штатов. Совсем иное положение имеет место у нас, о чём с полной очевидностью свидетель ствует светлая судьба алтайского наро да. Раскрывающая важные моменты прошлого алтайцев, широко освещаю щая их современное положение, книга Потапова представляет собой фунда ментальный труд, который имеет гро мадное значение для самих алтайцев, впервые познающих свою историю. Бо гатые сведения почерпнут в этой книге историки культуры; вместе с тем, она найдёт путь и в более широкие круги читателей. Эта книга будит исследова тельскую мысль, зовёт к дальнейшему изучению жизни, истории, культуры, народов Сибири. А. МИСЮРЕВ. Н еудачное п ереи здание Россия — издавна страна высоко развитой охоты и богатой охотничьей литературы, возникшей свыше трёх веков назад. Видное место в этой ли тературе принадлежит «Запискам» А . А. Черкасова, замечательному охото ведческому и этнографическому произ ведению, сохранившему по сей день своё значение!. Напечатанные впервые в журнале «Дело» в 1876 г. «Запи ски» резко отличаются от «барской» охотничьей литературы XIX в. Эта пос ледняя, даж е пером своих лучших представителей, описывала тольш> раз ные любительские охоты, служившие развлечением имущим классам. Черка сов, сам охотник-любитель, написал книгу о промысловой охоте, игравшей 1 А. А. Ч е р к а с о в . Записки охотника Восточной Сибири. Иркутское областное го сударственное издательство. 1950. громадную роль в жизни трудового на селения Сибири. Крупнейший советский охотовед, покойный Д. К. Соловьёв справедливо считает «Записки» «пер вым по значению сочинением по про мысловой охоте» в отечественной ли тературе. В лице Черкасова счастливо сочета лись качества тонкого наблюдателя-ие- следователя с подлинным литератур ным талантом. В результате, н е будучи ни профессиональным охотником, ни таким ж е литератором, он дал превос ходное произведение, стоящее в одном ряду с «Записками ружейного охотни ка Оренбургской губернии» С. Т. Акса кова, «Записками мелкотравчатого» Е. Э. Дршнского , «Охотой на Кавказе» Н. Н. Толстого, не говоря уж е о таких сибирских сочинениях, как «Записки сибирского Немврода» И. Г. Шведова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2