Сибирские огни, 1951, № 5

Аналогичные явления наблюдаются и в области духовной культуры. Литера­ тура алтайцев, испытывая благотворное влияние русской, особенно советской литературы, в то ж е время самобытна и самостоятельна. От первого алтайско­ го писателя Павла Кучияка через пле­ яду продолжателей идёт линия совер­ шенно оригинального творчества, ли­ шённого подражательности и проник­ нутого идеями борьбы за коммунизм, об­ щими для всех советских народов. Ли­ тература и театр алтайцев в своём раз­ витии опираются на богатейшее народ­ ное творчество. В мировоззрении широких масс, алтай­ цев идёт процесс отмирания старого, возникновения и утверждения нового. Рухнула мифология и демонология ко­ чевников: сейчас большинство алтайцев отрешилось от веры в духов природы, племенных и родовых богов, о шама­ нах — «камах» сохранились лишь воспоминания и древние легенды. Боль­ шим авторитетом и уважением поль­ зуется современная медицина; алтайцы охотно прибегают к помощи врачей и фельдшеров, регулярно обслуживающих самые отдалённые селения. Благород­ ный труд работников медицины наносит сильнейшие удары по суевериям и предрассудкам. Изменения в мировоззрении алтайцев показаны в книге, однако, несколько бегло: так, говоря, что конкретное, об­ разное мышление алтайцев уступает СБОё место отвлечённому мышлению, что нашло своё выражение в категориях языка, автор не приводит соответствую­ щих примеров. Но, как справедливо за­ мечает автор, вопросы мировоззрения алтайцев представляют собой специаль­ ную тему, которой должны быть посвя­ щены особые исследования. Так описаны в книге Л. П. Потапова важные этапы прошлого алтайцев и их современная жизнь. Само собой возни­ кает противопоставление алтайцев наро­ дам, ещё не сбросившим ига колони­ ального рабства. Известна, например, трагическая участь индейцев Северной Америки: они почти полностью истреб­ лены хшцниками-колонизаторами; толь­ ко жалкие остатки некогда многочислен­ ных племён бродят, вымирая от голода и болезней, на бесплодных землях, от­ ведённых им «просвещёнными» прави­ телями Соединённых Штатов. Совсем иное положение имеет место у нас, о чём с полной очевидностью свидетель­ ствует светлая судьба алтайского наро­ да. Раскрывающая важные моменты прошлого алтайцев, широко освещаю­ щая их современное положение, книга Потапова представляет собой фунда­ ментальный труд, который имеет гро­ мадное значение для самих алтайцев, впервые познающих свою историю. Бо­ гатые сведения почерпнут в этой книге историки культуры; вместе с тем, она найдёт путь и в более широкие круги читателей. Эта книга будит исследова­ тельскую мысль, зовёт к дальнейшему изучению жизни, истории, культуры, народов Сибири. А. МИСЮРЕВ. Н еудачное п ереи здание Россия — издавна страна высоко­ развитой охоты и богатой охотничьей литературы, возникшей свыше трёх веков назад. Видное место в этой ли­ тературе принадлежит «Запискам» А . А. Черкасова, замечательному охото­ ведческому и этнографическому произ­ ведению, сохранившему по сей день своё значение!. Напечатанные впервые в журнале «Дело» в 1876 г. «Запи­ ски» резко отличаются от «барской» охотничьей литературы XIX в. Эта пос­ ледняя, даж е пером своих лучших представителей, описывала тольш> раз­ ные любительские охоты, служившие развлечением имущим классам. Черка­ сов, сам охотник-любитель, написал книгу о промысловой охоте, игравшей 1 А. А. Ч е р к а с о в . Записки охотника Восточной Сибири. Иркутское областное го­ сударственное издательство. 1950. громадную роль в жизни трудового на­ селения Сибири. Крупнейший советский охотовед, покойный Д. К. Соловьёв справедливо считает «Записки» «пер­ вым по значению сочинением по про­ мысловой охоте» в отечественной ли­ тературе. В лице Черкасова счастливо сочета­ лись качества тонкого наблюдателя-ие- следователя с подлинным литератур­ ным талантом. В результате, н е будучи ни профессиональным охотником, ни таким ж е литератором, он дал превос­ ходное произведение, стоящее в одном ряду с «Записками ружейного охотни­ ка Оренбургской губернии» С. Т. Акса­ кова, «Записками мелкотравчатого» Е. Э. Дршнского , «Охотой на Кавказе» Н. Н. Толстого, не говоря уж е о таких сибирских сочинениях, как «Записки сибирского Немврода» И. Г. Шведова

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2