Сибирские огни, 1951, № 5
вилось всё более бедным. Высокохудо жественные предметы материальной культуры исчезают совершенно. Это результат кровопролитных завоеваний, которым подвергались жители Алтая со стороны феодальных государств Азии, особенно Чингис-Хана и его потомков. Над населением Алтая тяготел страш ный многовековый гнёт, который не мог не привести к обеднению и оскудению культуры порабощённых племён. В восемнадцатом веке алтайцы на ходились под властью азиатского фео дального государства джунгаров (ойра- тов). Естественным выходом из этого тяжкого положения было добровольное принятие алтайцами русского поддан ства. В книге JI. П. Потапова правильно освещено большое прогрессивное значе ние этого факта. Войдя в состав рус ского государства, начиная всё более общаться с русским народом, добро вольно изучая его язык, алтайцы вос принимали от русских крестьян, засег лявших Сибирь, их более высокую ма териальную культуру. Автор показал, как племена Алтая, ’особенно в север ных районах, где русских крестьян бы ло больше, научились строить дома русского типа, употреблять телегу и сани, обрабатывать землю плугом, выпекать хлеб в печах, ткать и прясть. Но колониальная политика царского правительства задерживала процесс культурного развития алтайцев. Этот процесс был замедлен двойным гнё том — русских купцов и чиновников, с одной стороны, а с другой — местной алтайской знати — зайсанов и баев. Зайсан отнюдь не являлся только родо вым старшиной, каким его охотно изо бражали исследователи народнического толка: он властвовал над своими сороди чами, как над крепостными, имел право распорядиться их имуществом, наказать розгами, отдать в батраки, а некоторых дарить другому владельцу. Воспомина ния стариков, устные рассказы, преда ния дали автору книги обильный мате риал, раскрывающий подлинную экспло- ататорскую сущность зайсанов, которую они лшш» прикрывали родовой тради цией, пережитками родового быта. JI. П. Потапов устанавливает, что у южных алтайцев имели место те патри архально-феодальные отношения, какие товарищ Сталин считал присущими це лому ряду народов, «...сохранивших в большинстве случаев скотоводческое хо зяйство и патриархально-родовой быт (Киргизия, Башкирия, Северный Кав к а з )»1. Уточняя работы своих предшест венников, автор даёт убедительное опи сание распада родовой общины в север ных районах, зашедшего перед револю 1 И. С т а л и н . «Марксизм и национальнс- колониальный вопрос», изд. 4-ое, стр. 7. цией настолько далеко, что там, при сохранности многих родовых пережит ков, чётко проступали отношения при митивно-капиталистического типа. Обще ство алтайцев было классовым. Великая Октябрьская социалистиче ская революция уничтожила господство купцов и чиновников, зайсанов и баев. Заключительные главы книги посвяще ны правдивому описанию жизни алтай цев при советском строе. Основой хо зяйства алтайцев, объединённых в кол хозы, является социалистическое жи вотноводство; благодаря его высокой продуктивности, достигнутой с помощью науки, благосостояние колхозников неуклонно повышается. Радио, теле фон, автотранспорт помогли уничтожить разобщённость племён, разбросанных по разным углам необъятного Алтая. Ук репление экономических и культурных связей повлекло за собой тот знамена тельный факт, что люди разных плег мён, которым раньше было чуждо пред ставление о национальном единстве, теперь все вместе называют себя алтай цами. Национальное самосознание воз никло и утвердилось у них впервые за всю их историю только в советскую эпоху. Также впервые развивается на основе южного диалекта единый алтай ский язык. Кочевой быт уступает своё место оседлости; многие живут в домах рус ского типа, а не в старых аилах и юртах; вместо рваных шуб, надевавших ся на голое тело, появилась одежда го родского типа из фабричных тканей. Не измеримо улучшилась пища алтайцев: употребляется печёный хлеб, овощи, вы ращиваемые на своих огородах, крупа, сахар, кондитерские изделия. Автор раскрывает громадное просветительное значение так называемых «Домов ал тайки»: в этих домах женщины, овла девая грамотой, приобретая знания по агро-и зоотехнике, в то ж е время учатся стирать, шить, наводить чистоту и, по рядок в бытовом обиходе. Автором под чёркнута роль женщины как распро странительницы социалистической куль туры в быту алтайцев. Возникает вопрос: не является ли столь обильное усвоение алтайцами русских культурных навыков признаком обрусения этого народа? Опираясь на факты, автор говорит: нет, не является. Современная культура алтайцев — социалистическая по содержанию, на циональна по форме. Если обратиться к народному зодчеству, то мы увидим, что алтайцы не копируют русские пя тистенные дома: из продуктов, впервые вошедших в их обиход при советском строе, алтайцы приготовляют своеобраз ные блюда, каких нет у русских. По купную одежду носят, особенно женщи ны, на свой национальный манер, что придаёт ей своеобразный колорит.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2