Сибирские огни, 1951, № 5

вилось всё более бедным. Высокохудо­ жественные предметы материальной культуры исчезают совершенно. Это результат кровопролитных завоеваний, которым подвергались жители Алтая со стороны феодальных государств Азии, особенно Чингис-Хана и его потомков. Над населением Алтая тяготел страш­ ный многовековый гнёт, который не мог не привести к обеднению и оскудению культуры порабощённых племён. В восемнадцатом веке алтайцы на­ ходились под властью азиатского фео­ дального государства джунгаров (ойра- тов). Естественным выходом из этого тяжкого положения было добровольное принятие алтайцами русского поддан­ ства. В книге JI. П. Потапова правильно освещено большое прогрессивное значе­ ние этого факта. Войдя в состав рус­ ского государства, начиная всё более общаться с русским народом, добро­ вольно изучая его язык, алтайцы вос­ принимали от русских крестьян, засег лявших Сибирь, их более высокую ма­ териальную культуру. Автор показал, как племена Алтая, ’особенно в север ­ ных районах, где русских крестьян бы­ ло больше, научились строить дома русского типа, употреблять телегу и сани, обрабатывать землю плугом, выпекать хлеб в печах, ткать и прясть. Но колониальная политика царского правительства задерживала процесс культурного развития алтайцев. Этот процесс был замедлен двойным гнё­ том — русских купцов и чиновников, с одной стороны, а с другой — местной алтайской знати — зайсанов и баев. Зайсан отнюдь не являлся только родо­ вым старшиной, каким его охотно изо­ бражали исследователи народнического толка: он властвовал над своими сороди­ чами, как над крепостными, имел право распорядиться их имуществом, наказать розгами, отдать в батраки, а некоторых дарить другому владельцу. Воспомина­ ния стариков, устные рассказы, преда­ ния дали автору книги обильный мате­ риал, раскрывающий подлинную экспло- ататорскую сущность зайсанов, которую они лшш» прикрывали родовой тради­ цией, пережитками родового быта. JI. П. Потапов устанавливает, что у южных алтайцев имели место те патри­ архально-феодальные отношения, какие товарищ Сталин считал присущими це­ лому ряду народов, «...сохранивших в большинстве случаев скотоводческое хо­ зяйство и патриархально-родовой быт (Киргизия, Башкирия, Северный Кав­ к а з )»1. Уточняя работы своих предшест­ венников, автор даёт убедительное опи­ сание распада родовой общины в север ­ ных районах, зашедшего перед револю­ 1 И. С т а л и н . «Марксизм и национальнс- колониальный вопрос», изд. 4-ое, стр. 7. цией настолько далеко, что там, при сохранности многих родовых пережит­ ков, чётко проступали отношения при­ митивно-капиталистического типа. Обще­ ство алтайцев было классовым. Великая Октябрьская социалистиче­ ская революция уничтожила господство купцов и чиновников, зайсанов и баев. Заключительные главы книги посвяще­ ны правдивому описанию жизни алтай­ цев при советском строе. Основой хо­ зяйства алтайцев, объединённых в кол­ хозы, является социалистическое жи­ вотноводство; благодаря его высокой продуктивности, достигнутой с помощью науки, благосостояние колхозников неуклонно повышается. Радио, теле­ фон, автотранспорт помогли уничтожить разобщённость племён, разбросанных по разным углам необъятного Алтая. Ук­ репление экономических и культурных связей повлекло за собой тот знамена­ тельный факт, что люди разных плег мён, которым раньше было чуждо пред­ ставление о национальном единстве, теперь все вместе называют себя алтай­ цами. Национальное самосознание воз­ никло и утвердилось у них впервые за всю их историю только в советскую эпоху. Также впервые развивается на основе южного диалекта единый алтай­ ский язык. Кочевой быт уступает своё место оседлости; многие живут в домах рус ­ ского типа, а не в старых аилах и юртах; вместо рваных шуб, надевавших­ ся на голое тело, появилась одежда го­ родского типа из фабричных тканей. Не­ измеримо улучшилась пища алтайцев: употребляется печёный хлеб, овощи, вы­ ращиваемые на своих огородах, крупа, сахар, кондитерские изделия. Автор раскрывает громадное просветительное значение так называемых «Домов ал­ тайки»: в этих домах женщины, овла­ девая грамотой, приобретая знания по агро-и зоотехнике, в то ж е время учатся стирать, шить, наводить чистоту и, по­ рядок в бытовом обиходе. Автором под­ чёркнута роль женщины как распро­ странительницы социалистической куль­ туры в быту алтайцев. Возникает вопрос: не является ли столь обильное усвоение алтайцами русских культурных навыков признаком обрусения этого народа? Опираясь на факты, автор говорит: нет, не является. Современная культура алтайцев — социалистическая по содержанию, на­ циональна по форме. Если обратиться к народному зодчеству, то мы увидим, что алтайцы не копируют русские пя­ тистенные дома: из продуктов, впервые вошедших в их обиход при советском строе, алтайцы приготовляют своеобраз­ ные блюда, каких нет у русских. По­ купную одежду носят, особенно женщи­ ны, на свой национальный манер, что придаёт ей своеобразный колорит.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2