Сибирские огни, 1951, № 5

тельного «Конька-горбунка» П. Ершо­ ве. Маловато сказано и о И. Ползунов© и К. Фролове и ни слова о другом за­ мечательном деятеле Алтая — П. Фро­ лове. Некоторые ошибки и небрежности появились, вероятно, в ходе редакти­ рования и печатания (например, указа­ ние, что кокс получается из угля в домнах, а не в коксовых батареях, стр. 95). Эту азбучную истину знает даже школьник. Исправление ошибок — первое, что потребуется в новом из­ дании этой нужной книги о Западной Сибири. М. ПОМУС. История в о зрож денн ого народа С древнейших времён б горах Алтая обитали кочевые племена. Средством их существования являлось скотоводство, охота, лишь отчасти — примитивное мотыжное земледелие. Вплоть до В е ­ ликой Октябрьской социалистической революции они находились в состоянии невежества, нищеты и бесправия. Толь­ ко советская власть вывела их на вер­ ный путь социалистического переустрой­ ства жизни. В настоящее время идёт закономерный процесс объединения ал­ тайских племён в единую националь­ ность, строящую и развивающую куль­ туру, национальную по форме и социа­ листическую по содержанию. Народ, не имевший раньше даже письменности, сейчас имеет уже свою литературу и театр, свои кадры учителей, агроно­ мов, врачей; алтайцы в своём развитии догоняют передовые народы Советского Союза. Буржуазная этнография относила ал­ тайцев к числу «народов, не имеющих истории». За исключением Ядринцева, Потанина и немногих других, большин­ ство исследователей, изучавших в доре­ волюционное время их быт и фольклор, сосредоточивали своё внимание на внешних «экзотических» моментах, ча­ сто оставляя в стороне то, что являлось наиболее важным — общественный строй и экономические основы жизни алтайцев. В советскую эпоху положение корен­ ным образом изменилось. Ещё в 1921 году товарищ Сталин, говоря о переходе многомиллионного населения различных тюркских народностей от первобытных форм хозяйства к социализму, минуя капиталистический путь развития, на­ стаивал на необходимости изучения и учёта всех особенностей экономическо­ го состояния, исторического прошлого, быта и культуры этих народностей1. С тех пор советские историки, архе­ ологи, этнографы, фольклористы ведут 1 И. С т а л и н . «Марксизм и националь­ но-колониальный вопрос». Партиздат. 1934 г стр. 71, 77, 86. комплексное изучение истории и куль­ туры алтайцев. Это изучение помогло и продолжает помогать делу переустрой­ ства их жизни на новых, социалисти­ ческих началах. В книге известного советского этно­ графа JI. П. Потапова «Очерки по истории алтайцев»1, удостоенной Ста­ линской премии за 1950 год, системати­ зирован и убедительно объяснён обшир­ ный материал, собранный как другими исследователями, так и самим автором за двадцать лет его углублённой рабо­ ты по изучению разных племён южного и северного Алтая. Впервые использова­ ны в качестве исторического и этно­ графического источника устные былевые рассказы, предания, легенды алтайцев. Впервые дано подробное описание тру­ да и быта, духовного и материального уклада жизни населения Алтая. Всё это вместе взятое приобрело особую убеди­ тельность благодаря тщательному ана­ лизу фактов в свете указаний товарища Сталина по национальному вопросу. Изложенные в книге1результаты архе­ ологических раскопок показывают, что в глубокой древности предками современ­ ных алтайцев, живших на той ж е тер­ ритории, создавались бронзовые и золо­ тые изделия исключительно высокого художественного качества. Пролежав тысячи лет в курганах, они и сейчас волнуют поразительным совершенством своих форм. Кроме того, предаам алтай­ цев была известна руническая письмен­ ность, позднее забытая. Подводя итог раздела книги, посвящённого археоло­ гическим разысканиям, Л. П. Пота­ пов с полным основанием утверждает, Что ранние кочевники Алтая внесли в ДревШою скифо-сарматскую цивилиза­ цию «свой творческий вклад, яркий и образный, несущий в себе локальные особенности» . Но содержимое курганов на террито­ рии Алтая с течением времени стано­ 1 Л. П. П о т а п о в . «Очерки по истории алтайцев». Новосибирское областное госу­ дарственное издательство. 1950 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2