Сибирские огни, 1951, № 5

зический театр, для которого иногда сам сочиняет пьесы. Ученики, которых он звал «дружка­ ми», горячо полюбили молодого учите­ ля. Но у начальства Ершов вызывал по­ дозрение в политической неблагонадёж­ ности. Инспектор гимназии Качурин, ставший потом директором гимназии, всячески преследовал его. Отрицательно относился к нему и генерал-губернатор Западной Сибири князь Горчаков, уви­ девший в Ершове человека, заражённо­ го опасными идеями. В 4 0 -е годы Ер­ шов как раз часто бывал в доме Мен­ делеевых, где встречался с декабриста­ ми Басаргиным, Бобрищевым-Пушки- ным, В. Кюхельбекером, В. Штейнгей- лем. Кроме того, прежняя дружба с Тимковским, БалаёоглО', Аполлоном и Валерианом Майковыми, привлечённы­ ми по делу петрашевцев, дружба с ссыльными поляками — всё это делало его неблагонадёжным в глазах прави­ тельства. На него слали доносы, откло­ нили его назначение в качестве дирек­ тора тобольской гимназии, хотя он был самым подходящим лицом. Только в 1857 году Ершов был назначен на дол­ жность директора, но через пять лет, вследствие нового доноса, должен был уйти со службы. Такого рода факты, изложенные в ра­ боте В. Уткова, говорят о передовых убеждениях Ершова, о том, что он нахо­ дился в оппозиции по отношению к вла­ стям. Но, в то ж е время, Ершов не вставал на революционный путь борьбы с правительством. В его мировоззрении были противоречия. В. Утков отмечает эти противоречия. Так, например, он говорит, что, не оста­ ваясь равнодушным к крестьянским вос­ станиям 40-х годов, Ершов пытался най­ ти успокоение в мистике, в религии. В этом сказывается значительное направ­ ление Ершова, отход его от вольнолю- бивьйс мечтаний юности. Но В. Утков не раскрыл полностью социальных при­ чин, обусловивших противоречия в ми­ ровоззрении Ершова. Вершиной творчества П. Ершова бы­ ла сказка «Конёк-Горбунок». Исследо­ ватель поднял важную проблему —•об источниках этой сказки и всем содержа­ нием своей книги доказывает, что та­ ким источником явилась сама действи­ тельность. В основу «Конька-Горбунка» легли впечатления Ершова детских и юношеских лет. Особенно интересны сведения о чуде-юде рыбеекит, которо­ го обнаружил на берегу Ледовитого океана березовский" купец Нижегородов и о котором слышал Ершов ещё в дет­ стве. В. Утков полемизирует с Ярославце- вым, Гуревичем, Азадовским, Путинце- вым, протестуя против формалистиче­ ского подхода к творчеству Ершова, про­ тив взгляда на поэта, как нй составите­ ля и подражателя народных сказок. И в самом деле: «Конёк-Горбунок»—не по­ дражание литературным образцам, н е «сумма» сказочных «мотивов», н е «по­ пурри’ на сказочные темы», а «ориги­ нальное, самостоятельное произведение, рождённое жизненным опытом Ершова, его общением с народом, его обществен­ ными взглядами, его желанием осмыс­ лить окружающую действительность. Но, в то же время, нельзя не признать, что Ершов свои жизненные впечатле­ ния воплотил в сказочных образах и, естественно, должен был воспользовать­ ся традициями русской народной сказ­ ки, в частности, сказки волшебной, в которой наиболее ярко в идейном и эс­ тетическом отношении воплощались чаяния и ожидания народные. Герой волшебной сказки попадает в затрудни­ тельное положение, но всегда преодоле­ вает все препятствия и выходит победи­ телем. В такого рода сюжете сказывает­ ся устремление крестьянства я восста­ новлению социальной справедливости. В устной народной сказке герою часто помогают животные: сивка-бурка, свин- ка-золотая щетинка, златогривый, конь и т. д. В сказке Ершова герою также помогает конёкч’орбунок» . Используют­ ся здесь также образ жар-птицы, чу­ десной царь-девицы и многие путеше­ ствия героя на небо'. Несомненно и то, что Ершов, изображая в подводном цар­ стве картину действительных социаль­ ных отношений феодально-крепостниче­ ской Руси, воспользовался приёмами знаменитой сатирической сказки об Ер­ ше Щетинникове: и здесь имеется лещ, писавший указ от кита о поимке Ерша, и советник сом, подписывающий указ, и рак, прикладывающий к нему печати, и ёрш-забияка. В «Коньке-Горбунке» использованы к композиционно-стилистические приёмы народной сказки: градация ('нарастание- трудностей, которые приходится преодо­ левать Ивану), повторение (описание того, как посыльные царя прибегают за Иваном), параллелизмы, постоянные эпи­ теты, традиционные зачины и концовки. Таким образом, наличия сказочных традиций отвергать нельзя. Другое де­ ло, что не следует сводить анализ к раскрытию сказочных приёмов, надо указать и на социальную направлен­ ность сказки. Ершовым иронически ри­ суются представители господствующих классов. Жадный царь жесток и власто­ любив, а его приспешники — завистли­ вые, заносчивые доносчики и подха­ лимы. В сказке изображён народ, страдаю­ щий от произвола властей. Положение крепостного крестьянства раскрывается в речах братьев, решивших украсть, златогривых коней у Ивана. Дорогой наш брат, Иваша, Что переться, —дело наше!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2