Сибирские огни, 1951, № 5

издавалось. Но в условиях 70-х годов Ярославцев не мог говорить, например, •о связях Ершова с декабристами, о дружбе с петрашевцами. Возможно, что об этом он и сам многое не знал. По­ этому его книга полна недомолвок, не­ точностей, а также и значительных про­ белов в биографии Ершова. В советском литературоведении появ­ лялись научные изыскания об Ершове, основанные на новых архивных мате­ риалах, например, работы М. К. Аза- довского, его вступительная статья к собранию стихотворений Ершова «Ав­ тор «Конька-Горбунка» (Сов. писатель, 1 9 3 6 г.) и «Первая глава биографии Ершова», напечатанная в «Очерках ли­ тературы и культуры Сибири» (Ир­ кутск, 1947 г.). Очень интересные и ценные изыскания из биографии Ершо­ ва опубликованы в «Омском альмана­ хе» за 1945 г. Это работы В. Бурмина (В. Уткова) «Тобольские дни Ершова» («Омский альманах», 1940 г., «н. 2) и «Тобольский гражданин Пётр Ершов» («Омский альманах», 1 9 4 5 г., кн. 5), а также работа Б. Бухштаба «Козьма Прутков, П. П. Ершов и Н. А . Чиж ов» . (Там же). Две последние статьи осве­ щают т е моменты биографии Ершова, которые до сих пор были совершенно невыясненными. В статье В. Бурмина освещаются взаимоотношения Ершова с декабристами, сосланными в Тобольск. Новые материалы сообщаются о друге Ершова Тимковоком, о деятельности Ер­ шова, как преподавателя гимназии. В работе Б. Бухштаба указывается -на то, что в создании образа Козьмы Прутко­ ва участвовал, наряду с братьями Жем- чужниковыми и А. К. Толстым, и П. П. Ершов. Необходимость создать новую био­ графию, в которой наиболее полно вы­ рисовывался бы облик тобольского поэ­ та, назрела давно. Как справился с этой задачей В. Утков? Рассмотрим сначала е ю книгу «Пётр Павлович Ершов», изданную в Новоси­ бирске. В. Утков привлёк в неё боль­ шой материал. Он 'пересмотрел журналы и газеты прошлого века, изучил То­ больский, Омский и Московский архи­ вы, использовал воспоминания совре­ менников, знавших Ершова. В. Утков стремится показать Ершова, как творца бессмертной русской сказки, как обще­ ственную личность, как человека-граж- данина. Во вступлении к книге указы­ вается, что П. Ершов и после «Кояька- Горбунка» не прекращал творческую деятельность, что он, живя в Тобольске, н е умер духовно, что его не всосала чиновничье-бюрократичеекая трясина и он в ней не растворился. Нет, он жил и боролся и оставил по себе память не только как замечательный русский поэт, автор неувядаемого «Конька-Горбунка», народных песен и стихов, песен, кото­ рые до сих пор бытуют в деревнях среднего Прииртышья, он оставил о се ­ бе память и как гражданин, передовой учитель, как патриот, который мечтал: ...пустыни, степи лучом гражданства озарить, разрушить умственные цепи и человека сотворить... В. Утков рисует Ершова в различные этапы его жизни: в детстве и юности, студентом Петербургского университета, учителем в Тобольске. Живо обрисована обстановка дома тобольского купца Ни­ колая Степановича Пименкова, дяди поэта, у которого жил Ершов в детские годы. Интересный материал привлечён и о тобольской гимназии. Рассказы­ вается об обитателях старого Тоболь­ ска: об Иване Павловиче Менделееве, отце знаменитого учёного, и ею жене, Марии Дмитриевне, племяннице Кор- нильева, об опальном историке П. П. Словцове, о ссыльном композиторе Алябьеве и других. Отчётливо раскрыты в книге харак­ терные особенности феодально-крепост­ нического строя. Мировоззрение юного Ершова формировалось в обстановке крепостного права. Студентом Петер­ бурга он имел возможность наблюдать социальные противоречия большою го­ рода. Раскрываются идейно-политиче­ ские связи Ершова в студенческие го­ ды в Петербурге: 'дружба с К. Тимков- ским, внуком знаменитого путешествен­ ника Шелехова, впоследствии членом Общества петрашевцев. В. Утков под­ чёркивает влияние идеологии декабри­ стов « а К. Тимковсшго, мать которого была дружна с Рылеевым. Ярко охарактеризованы вольнолюби­ вые стремления юношей Ершова и Тим- ковского, жаждущих улучшить бед­ ственное положение народов Сибири, изучать её природные богатства. Автор сумел показать трагедию жизни Ершо­ ва, как трагедию писателя-разночинца, жившего в глухие годы николаевской реакции. Рисуя стремление Ершова по­ ехать учителем в Тобольск, В. Утков говорит о трудностях, которые приш­ лось преодолеть Ершову, чтобы добить­ ся места учителя в тобольской гимна­ зии, о той борьбе, которую приходилось вести ему, как учителю-словеснику с реакционным начальством тобольской гимназии, с казённой рутиной в препо­ давании. Ершов рисуется в книге, как талант­ ливый учитель, составитель новой «Про­ граммы словесности» , автор «Мыслей о гимназическом курсе» и «Записок о словесности» , беспощадный противник классицизма и схоластики, сторонник изучения современной литературы. Сво­ им ученикам Ершов с увлечением рас­ сказывает о Пушкине, Гоголе, Жуков­ ском, Дельвиге. Он организует гимна­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2