Сибирские огни, 1951, № 5
издавалось. Но в условиях 70-х годов Ярославцев не мог говорить, например, •о связях Ершова с декабристами, о дружбе с петрашевцами. Возможно, что об этом он и сам многое не знал. По этому его книга полна недомолвок, не точностей, а также и значительных про белов в биографии Ершова. В советском литературоведении появ лялись научные изыскания об Ершове, основанные на новых архивных мате риалах, например, работы М. К. Аза- довского, его вступительная статья к собранию стихотворений Ершова «Ав тор «Конька-Горбунка» (Сов. писатель, 1 9 3 6 г.) и «Первая глава биографии Ершова», напечатанная в «Очерках ли тературы и культуры Сибири» (Ир кутск, 1947 г.). Очень интересные и ценные изыскания из биографии Ершо ва опубликованы в «Омском альмана хе» за 1945 г. Это работы В. Бурмина (В. Уткова) «Тобольские дни Ершова» («Омский альманах», 1940 г., «н. 2) и «Тобольский гражданин Пётр Ершов» («Омский альманах», 1 9 4 5 г., кн. 5), а также работа Б. Бухштаба «Козьма Прутков, П. П. Ершов и Н. А . Чиж ов» . (Там же). Две последние статьи осве щают т е моменты биографии Ершова, которые до сих пор были совершенно невыясненными. В статье В. Бурмина освещаются взаимоотношения Ершова с декабристами, сосланными в Тобольск. Новые материалы сообщаются о друге Ершова Тимковоком, о деятельности Ер шова, как преподавателя гимназии. В работе Б. Бухштаба указывается -на то, что в создании образа Козьмы Прутко ва участвовал, наряду с братьями Жем- чужниковыми и А. К. Толстым, и П. П. Ершов. Необходимость создать новую био графию, в которой наиболее полно вы рисовывался бы облик тобольского поэ та, назрела давно. Как справился с этой задачей В. Утков? Рассмотрим сначала е ю книгу «Пётр Павлович Ершов», изданную в Новоси бирске. В. Утков привлёк в неё боль шой материал. Он 'пересмотрел журналы и газеты прошлого века, изучил То больский, Омский и Московский архи вы, использовал воспоминания совре менников, знавших Ершова. В. Утков стремится показать Ершова, как творца бессмертной русской сказки, как обще ственную личность, как человека-граж- данина. Во вступлении к книге указы вается, что П. Ершов и после «Кояька- Горбунка» не прекращал творческую деятельность, что он, живя в Тобольске, н е умер духовно, что его не всосала чиновничье-бюрократичеекая трясина и он в ней не растворился. Нет, он жил и боролся и оставил по себе память не только как замечательный русский поэт, автор неувядаемого «Конька-Горбунка», народных песен и стихов, песен, кото рые до сих пор бытуют в деревнях среднего Прииртышья, он оставил о се бе память и как гражданин, передовой учитель, как патриот, который мечтал: ...пустыни, степи лучом гражданства озарить, разрушить умственные цепи и человека сотворить... В. Утков рисует Ершова в различные этапы его жизни: в детстве и юности, студентом Петербургского университета, учителем в Тобольске. Живо обрисована обстановка дома тобольского купца Ни колая Степановича Пименкова, дяди поэта, у которого жил Ершов в детские годы. Интересный материал привлечён и о тобольской гимназии. Рассказы вается об обитателях старого Тоболь ска: об Иване Павловиче Менделееве, отце знаменитого учёного, и ею жене, Марии Дмитриевне, племяннице Кор- нильева, об опальном историке П. П. Словцове, о ссыльном композиторе Алябьеве и других. Отчётливо раскрыты в книге харак терные особенности феодально-крепост нического строя. Мировоззрение юного Ершова формировалось в обстановке крепостного права. Студентом Петер бурга он имел возможность наблюдать социальные противоречия большою го рода. Раскрываются идейно-политиче ские связи Ершова в студенческие го ды в Петербурге: 'дружба с К. Тимков- ским, внуком знаменитого путешествен ника Шелехова, впоследствии членом Общества петрашевцев. В. Утков под чёркивает влияние идеологии декабри стов « а К. Тимковсшго, мать которого была дружна с Рылеевым. Ярко охарактеризованы вольнолюби вые стремления юношей Ершова и Тим- ковского, жаждущих улучшить бед ственное положение народов Сибири, изучать её природные богатства. Автор сумел показать трагедию жизни Ершо ва, как трагедию писателя-разночинца, жившего в глухие годы николаевской реакции. Рисуя стремление Ершова по ехать учителем в Тобольск, В. Утков говорит о трудностях, которые приш лось преодолеть Ершову, чтобы добить ся места учителя в тобольской гимна зии, о той борьбе, которую приходилось вести ему, как учителю-словеснику с реакционным начальством тобольской гимназии, с казённой рутиной в препо давании. Ершов рисуется в книге, как талант ливый учитель, составитель новой «Про граммы словесности» , автор «Мыслей о гимназическом курсе» и «Записок о словесности» , беспощадный противник классицизма и схоластики, сторонник изучения современной литературы. Сво им ученикам Ершов с увлечением рас сказывает о Пушкине, Гоголе, Жуков ском, Дельвиге. Он организует гимна
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2