Сибирские огни, 1951, № 5
ста мы узнаём, что подвода остановилась у поднятого наискось через дорогу шлаг баума. Два латышских полицая обступи ли телегу с обеих сторон, а загоравший в одних трусах немец наблюдал за про исходящим. Внезапно лошадь резко рванулась, и один из полицаев, «шарив ший (как свидетельствует и подпись. — Б. Р .) в телеге, отлетел в канаву» . Нем ца это очень рассмешило. Между тем, не говоря уж е о совершенно не соответ ствующем «фасоне» телеги, на рисун ке нет шлагбаума (зрительная деталь —■ характерная!), полицай валяется просто на траве, а канавы незаметно до самого горизонта! Второй полицай вообще от сутствует. Немец же, загоравший — по утверждению Н. Осинина — на выне сенном из домика диване, почему-то стоит на крыльце (о котором в тексте нет ни слова) и, вопреки мнению автора, пребывает н е в трусах, а в полной фор ме! При этом он и не думает хохотать, а смотрит очень свирепо. Получается, что между автором и художником про исходил спор о том, как было дело, — и автор оказался «посрамлённым!»-. Рисунок на странице 1 5 5 должен был изобразить один из моментов того эпизо да, который начинается словами: « К о г д а с о в с е м с т е м н е л о » . В этом эпизоде рассказывается о том, как Се рёжа со своими друзьями совершает глу бокой ночью побег от латышского кула ка Рейнсона. В кустах за хутором ждёт Серёжа Илью и девочек. «Вдали по слышался дробный стук телеги ... Не про шло и полминуты, как ч ё р н ы й с и л у э т р о с л о й , с т а т н о й л о ш а г д и , с л о в н о п р и з р а к , в ы р в а л с я и з т ь м ы . . . » . Только по дойдя на зов Ильи к телеге, Серёжа смог разглядеть там Инну, В еру и Наташу. Каково же изумление читателя, когда он обнаруживает на рисунке... ясный день и чёткий, уходящий ® даль пейзаж, на фоне которого рельефно выделяется не чёрный силуэт лошади, а довольно светлый конь. Серёжа издали хорошо видит всех, сидящих в телеге. Какое от ношение имеет это к тому, что расска зывает Осинин? Такое разительное несоответствие смыслу текста можно проследить и в других рисунках на страницах 1 4 0 , 1 4 9 и т. д . , хотя есть в книге и несомненно удачные иллюстрации. Мы так задержались на этом вопросе потому, что он имеет принципиальное значение. Судя по, ряду книг, выпущен ных в последние годы не только в Ново сибирске, но и в некоторых других из дательствах, например, в Красноярском (достаточно сослаться на книгу С. Сар- такова «Каменный фундамент»), — ил люстрациями не всегда почему-то зани маются всерьёз. Если, скажем, иллюстрации И. Титко- ва к ойротскому эпосу очень вырази тельны, глубоко раскрывают содержание и обладают самостоятельным значением, как произведения искусства, то нередко бывает так, что иллюстрации не выпол няют возложенной на них задачи и толь ко путают читателя. Это можно ведь ска зать, в частности, и о некоторых рисун ках Б. Васильева к книжке А . Кузне цовой «Твой д ом » , изданной в Новоси бирске, — и не только о них. А ведь эскизы обложки и рисунков обсуждаются на художественных сове тах с участием немалого числа специали стов. На этих обсуждениях можно услышать весьма квалифицированные споры о композиции, о «перспективе», о «фактуре» , о «тонах» , о «пятнах», о «сочетании фона и первого плана» и т. п. Споры, могущие быть весьма по лезными. Однако при этом, как видно, — о сочетании... самого рисунка со смыс лом иллюстрируемого эпизода говорится порою, как о чём-то отнюдь не перво планном. А это уж е явно вредно! Мож но подумать, что за соответствие иллю страций смыслу текста отвечает редак тор, а специалисты, утверждающие эскизы, считают себя ответственными только за «специфические» качества ри сунка. Но ведь «специфика» в отрыве от содержания — кому она нужна? Плодотворен ли подобный метод ил люстрирования? Нет! Он лишь ухудшает общее впечатление об издании. Так произошло и в данном случае — с книгой «Через все преграды». Борис РЯСЕНЦЕВ. Д екабристы—и ссл едов ат ели Сибири 1 Среди проблем, выдвинутых совет ским декабристоведением, крупное зна чение имеет и вопрос о пребывании д е 1 Л и д и я Ч у к о в с к а я . Декабристы — исследователи Сибири. Географгиз. М., 1951. Л и д и я Ч у к о в с к а я . Декабрист Ни колай Бестужев — исследователь Бурятии. Географгиз. М., 1950. кабристов в сибирской ссылке и о раз нообразных формах их деятельности в Сибири. Было бы глубокой ошибкой рассматривать этот вопрос исключи тельно в биографическом плане или только в плане краеведческом — его значение гораздо шире и глубже: си бирская деятельность декабристов орга
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2