Сибирские огни, 1951, № 5
Малков из рассказа «На лесозаготов ках» — «широкий, высокий, густо за росший рыжими волосами...» Руденко (в этом же рассказе) «худенький, под вижный... колючие глазки под жидень кими бровями, реденькая, клинышком, бородка ...» , и д ед Егор .в рассказе «С пожара» — «тоненький и худенький... с жиденькой бесцветной бородёнкой...» Примеров можно привести много, и это заставляет решительно потребовать от автора более взыскательного отноше ния к своему труду, внимания к слову. Зачем допускать словесные штампы («чистый, как журчанье ключа, см ех ...» )? Зачем мириться с повторами, создающими однообразие языковых средств? («Давно не испытанные чув ства охватили Второва», «его охватило чувство» , «он себя чувствовал луч ш е . ..» , «Он не почувствовал обиды...» и т. д. — всё это подряд — на стр. 8, 9, 10). Многие мелочи — языковые промахи, повторения словесных формул, тяжело весные фразы — мог бы и должен был помочь устранить автору его редактор, квалифицированный и опытный писа тель Б. Костюковский. Кстати заметим, что вообще сборник мог бы быть издан Читинским област ным издательством куда лучше, чем это сделано. Обложка аляповата, цвет плохо накладывается на цвет, получи лось грязно, неаккуратно. На титульном листе помещён единственный во всей книге рисунок, но сделан он тоже пло хо; фигура лесника на нём выглядит нелепо, окарикатуренно. В тексте книги много опечаток, часть из них не оговорена (на стр. 15, 92). Вкралась опечатка даже в содержание. Очевидно, художник, он ж е — техни ческий редактор, В. Могилевский, а так же корректор М. Юрганова невнима тельно отнеслись к выпуску книги на чинающего писателя. Надеясь на лучшее к себе отношение в будущем со стороны Читинского изда тельства, В. Лавринайтис обязан, одна ко, и сам повысить требовательность к себе , чтобы написать новую книгу луч ше первой! Данные для этого у него имеются. Юрий САЛЬНИКОВ . „Ч ер е з в с е Первая книга... Она всегда как-то по-особенному волнует каждого, кто любит литературу! Что принесёт она чи тателю — радость знакомства с новым, пусть неопытным, но талантливым пи сателем или разочарование? Рассказал ли её автор что-то не рассказанное до него, подметил ли он в типических яв лениях действительности нечто, открыв шееся только его взору, обогатил ли наши знания о ней — или всего лишь перефразировал то, что показано дру гими? И вот перед нами — выпущенная недавно Новосибирским областным и з дательством — первая книга молодого писателя Николая Осинина «Через все преграды». Время действия повести — июнь—декабрь 1941 года, первое полу годие Великой Отечественной войны — от вероломного нападения немецко-фа шистских полчищ на мирную нашу ро дину до разгрома отборных гитлеров ских дивизий под Москвой. Сколько уже тысяч страниц посвящены этому периоду истории нашей Родины! Нема ло рассказано и о детях — участниках 1 Н. О с и н и н. «Через все преграды», по весть. Новосибирское областное издатель ство, 1951 г. Редактор Н. Малюкова. преграды 6 6 1 войны. Многие из этих страниц мы пом ним и любим. Другие, только повторяв шие уже написанное, не сохранились в нашей памяти... Не повторяется ли и Осинин? Нет, по мере знакомства с повестью, мы убеждаемся, что «Через все преграды» — это произведение, написанное чело веком, у которого имеется и свой ж и з ненный материал и острое писатель ское зрение. Поэтому повесть — пока зом новых фактов и своеобразным раскрытием внутреннего смысла их —• расширяет представления читателя о событиях недавнего времени, о неисся каемой моральной силе советских лю дей, прошедших победно через все пре грады. Расширяет потому, что перед нами развертываются конкретные чело веческие судьбы. С главными героями повести мы встречаемся на протяже нии всего лишь нескольких месяцев их жизни, но расстаёмся с ними, как с хо рошими, близкими знакомыми, задумы ваясь над тем, как сложится их жизнь дальше — за пределами книги. Рассчи танная в первую очередь на детей стар шего возраста, эта повесть, несомнен но, заинтересует и взрослого читателя. Если схематично изложить основные этапы содержания кнйги, •— дело сво-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2