Сибирские огни, 1951, № 5

Малков из рассказа «На лесозаготов­ ках» — «широкий, высокий, густо за ­ росший рыжими волосами...» Руденко (в этом же рассказе) «худенький, под­ вижный... колючие глазки под жидень­ кими бровями, реденькая, клинышком, бородка ...» , и д ед Егор .в рассказе «С пожара» — «тоненький и худенький... с жиденькой бесцветной бородёнкой...» Примеров можно привести много, и это заставляет решительно потребовать от автора более взыскательного отноше­ ния к своему труду, внимания к слову. Зачем допускать словесные штампы («чистый, как журчанье ключа, см ех ...» )? Зачем мириться с повторами, создающими однообразие языковых средств? («Давно не испытанные чув­ ства охватили Второва», «его охватило чувство» , «он себя чувствовал луч­ ш е . ..» , «Он не почувствовал обиды...» и т. д. — всё это подряд — на стр. 8, 9, 10). Многие мелочи — языковые промахи, повторения словесных формул, тяжело­ весные фразы — мог бы и должен был помочь устранить автору его редактор, квалифицированный и опытный писа­ тель Б. Костюковский. Кстати заметим, что вообще сборник мог бы быть издан Читинским област­ ным издательством куда лучше, чем это сделано. Обложка аляповата, цвет плохо накладывается на цвет, получи­ лось грязно, неаккуратно. На титульном листе помещён единственный во всей книге рисунок, но сделан он тоже пло­ хо; фигура лесника на нём выглядит нелепо, окарикатуренно. В тексте книги много опечаток, часть из них не оговорена (на стр. 15, 92). Вкралась опечатка даже в содержание. Очевидно, художник, он ж е — техни­ ческий редактор, В. Могилевский, а так­ же корректор М. Юрганова невнима­ тельно отнеслись к выпуску книги на­ чинающего писателя. Надеясь на лучшее к себе отношение в будущем со стороны Читинского изда­ тельства, В. Лавринайтис обязан, одна­ ко, и сам повысить требовательность к себе , чтобы написать новую книгу луч­ ше первой! Данные для этого у него имеются. Юрий САЛЬНИКОВ . „Ч ер е з в с е Первая книга... Она всегда как-то по-особенному волнует каждого, кто любит литературу! Что принесёт она чи­ тателю — радость знакомства с новым, пусть неопытным, но талантливым пи­ сателем или разочарование? Рассказал ли её автор что-то не рассказанное до него, подметил ли он в типических яв­ лениях действительности нечто, открыв­ шееся только его взору, обогатил ли наши знания о ней — или всего лишь перефразировал то, что показано дру­ гими? И вот перед нами — выпущенная недавно Новосибирским областным и з ­ дательством — первая книга молодого писателя Николая Осинина «Через все преграды». Время действия повести — июнь—декабрь 1941 года, первое полу­ годие Великой Отечественной войны — от вероломного нападения немецко-фа­ шистских полчищ на мирную нашу ро­ дину до разгрома отборных гитлеров­ ских дивизий под Москвой. Сколько уже тысяч страниц посвящены этому периоду истории нашей Родины! Нема­ ло рассказано и о детях — участниках 1 Н. О с и н и н. «Через все преграды», по­ весть. Новосибирское областное издатель­ ство, 1951 г. Редактор Н. Малюкова. преграды 6 6 1 войны. Многие из этих страниц мы пом­ ним и любим. Другие, только повторяв­ шие уже написанное, не сохранились в нашей памяти... Не повторяется ли и Осинин? Нет, по мере знакомства с повестью, мы убеждаемся, что «Через все преграды» — это произведение, написанное чело­ веком, у которого имеется и свой ж и з­ ненный материал и острое писатель­ ское зрение. Поэтому повесть — пока­ зом новых фактов и своеобразным раскрытием внутреннего смысла их —• расширяет представления читателя о событиях недавнего времени, о неисся­ каемой моральной силе советских лю­ дей, прошедших победно через все пре­ грады. Расширяет потому, что перед нами развертываются конкретные чело­ веческие судьбы. С главными героями повести мы встречаемся на протяже­ нии всего лишь нескольких месяцев их жизни, но расстаёмся с ними, как с хо­ рошими, близкими знакомыми, задумы­ ваясь над тем, как сложится их жизнь дальше — за пределами книги. Рассчи­ танная в первую очередь на детей стар­ шего возраста, эта повесть, несомнен­ но, заинтересует и взрослого читателя. Если схематично изложить основные этапы содержания кнйги, •— дело сво-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2