Сибирские огни, 1951, № 4

лучш е одев аться и питаться . Привыч­ ными и необходимыми стали ещ ё недав ­ но вы зы вавш и е недоумение ш кола , я с ­ ли, баня , клуб. Громадную рол ь в приобщении удэ к новой кул ьтур е сы гр ал а ш кола , ко­ торой спр аведли во уделена ц ел а я глав а записок . Русские учи тел я не только воспитали молодые поколения народа ,— они были советчиками и руководи тел я ­ ми в зрослы х ВО' всех делах . Зав о ев ав самоотверженной работой безграничное доверие населения , они успешно боро­ лись с варварскими родовыми обы чаями (изоляцией рож ениц , браками малолет ­ них и пр.) и влиянием шаманов . Правдиво и зображ ён зам еч ательны й духовный рост удэ, появление у них но­ вых в зглядов н а - ж и зн ь , на труд , на отнош ения между людьми. Громадная ж аж д а знаний о в лад ел а людьми , ещё недавно находившимися в плену ани ­ мистических представлений . Интересы их вы рв али сь з а пределы тесного мир­ ка , ограниченного стойбищем и родом , они о со зн али свою принадлежность к единому советскому коллективу . Ч ер ты ф ормирующ ейся новой идеоло­ гии показаны в ярких сценах засед ани я сельского исполнительного комитета и н аграж дени я отличивш ихся во время войны колхо зников , праздника урож ая и в ручения орденов многодетным м а т е ­ рям . К лучшим страницам книги о т ­ носятся тро гате льн ая история о подарке товарищ у С талину и записи патриоти­ ческих выступлений старого Гольду на собрании в начале войны и на св адьбе Сиды. Уделил автор внимание и прежней ж изни удэ, спр аведли во полагая , что воспоминание о тяж ёлом прошлом пока­ зы в а е т си льн ее счастливое настоящ ее . Прекрасное зн ани е кул ьтуры народа помогло ему дать широкую картину до­ машнего бы та и промыслов , обы чаев , нравов , религио зны х воззрений . Н есом ­ ненный интерес , даж е дл я н а у г а , пред­ ставляю т описания м едвеж ьей охоты (стр. 112) и старинного устройства свайны х амбарчиков (стр. 27). н аблю д е ­ ния , о тносящ иеся к песням (стр. 7и , 98 ) предполож ения о южном происхож ­ дении удэ (стр. 22). Очень ценны в стр е ­ чающиеся в записях обр а зцы сов ерш ен ­ но неизвестного удэйского фольклора : легенда , с в я зан н ая с тотемическими представлениями (стр. 20), предание , объясняющ ее контрасты уссурийской природы (стр. 26 ), зам еч а т ел ьн ая с к а з ­ ка о могущ естве и превосходстве чело ­ века (стр. 100), злы е , насмешливы е ск а зки над богачами (стр. 154 . 157). Ю. Ш естакова допускает ошибку, приписывая вымирание удэ суровой природе (стр. 36). Н аблю давш ееся до революции у гасани е удэ , как и некото­ ры х других племен Д альн его Востока, вы зы вало сь , конечно , причинами соци­ ального , а отнюдь не биологического порядка . Об этом говорит в следующей- строке и сам автор. С оврем енная к ул ь тур а рож далась в столкновениях прогрессивного нового с отживающим старым . Веками укоренив ­ шиеся привычки и обычаи меш али вос­ приятию необходимых культурны х на ­ выков, развитию новых форм культуры . Записи рассказы ваю т , как трудно было- зав ербов ать детей в школу , п риучить школьников спать на койках , есть новую пищу . Не легко бы ло взрослым сменить- балаган на избу , научиться возделы вать , землю , ух аж ив ать з а невиданной никог­ да коровой . Особенно ж ивучи были пе­ режитки в со знании , различны е ложные- представления о свящ енны х местах , на­ с еленны х духами, и пр. Д аж е лучшие колхозники-стахановцы , вроде упомяну­ того Д ада , пребы вали ещ ё долго в пле­ ну предрассудков . Н ебольшое , но богатое содерж анием произведение Ш естаковой — целая- история возрождения в советскую эпо­ ху одной из очень м алои звестны х на ­ родностей Д альнего Востока. Лиш ённые чуждой советской ли тер а тур е экзотики , глубоко правдивы е и живо написанны е записи зн аком ят читателя с одной и з интереснейш их страниц национального строительства . И з остальны х произведении книги наиболее интересен оч ер к «Весной на А м уре» о поездке автора в нанаиские селения Троицкое , Дж ари , Болонь . Хо­ рошо и зображ ена кипучая ж и зн ь круп ­ ного рыбопромышленного района н а о зёр ах Эворон и Болен-Оджащ работа передового колхо за «Н анайский парти ­ зан» , новая культура , появивш аяся на промыслах , в посёлках , в быту н ас ел е ­ ния . Н аблюдения автора ту т такж е пе­ рем еж аю тся р ассказами стариков нанай ­ ц ев о прошлом и поэтическими народ­ ными легендами . И в этом оч ерк е глав ­ ное внимание писателя устремлено на людей-рыбаков нанаев . Удачны ™пьг соревнующ ихся бригадиров п и л е , Перго," Одзоло , живо и зображ ено и с а ­ мое ' социалистическое соревнование . Очень поавдиво показана н анайка lvia- то горячий агитатор н а путине и в то ж е врем я неж н ая девуш ка , скорбящ ая о погибшем любимом. Н ебольшой расска з «Аджига» посвя­ щён суд ьб е нанайской ж енщ ины , бес­ правной в прошлом и р у к о в о д и т е т н и ц ы сел ьско го совета в настоящ ем Другой р а сск а з «Н а А йване» — лирическое повествование о любви затерянны х > т ай ге скромных труж ени ков — радистки и м етеоролога . С большим худож ествен ­ ным тактом р а ск ры л а писательница ин тимны е их переживания . Личное , одна­ ко, не за сл он яе т общ ественного , взаим ное чувство героев рож дается и крепнет на почве совместного труд а и общ их ин- T0PGCOB. « М енее удачен р а сск а з «С еребряны й к лю ч » , интересный лиш ь типом неуем

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2