Сибирские огни, 1951, № 4

нальной политики. Т ем а э т а волнует не только ли тераторов н ациональных р е с ­ публик и областей , но и русских со­ братьев их, путеш ественников и «лите ­ р атурны х исследователей» н ациональ ­ ных районов . К числу их принадлежит и писательница Ю. А . Ш естакова , кото­ р а я более десяти л е т путеш ествовала по разным уголкам Д альнего Востока и теперь вы ступила с первой книжкой- отчётом !. Основное место в книге заним аю т з а ­ писки ав тора («Н овы й п ер ев ал » ) о пу­ теш ествии в соверш енно неисследован ­ ную центральную часть Сихотэ-Алиня. •Сделанные до революции попытки про­ никнуть в эти м еста были безуспеш ­ ны. И т о л ько экспедиция , предпринятая Г еографическим общ еством в 19 4 6 г., после трёхм есячного тяж ёлого пути, наш ла истоки реки Хор и новый п ере ­ в ал на Анюй. Ш естаков а учас твов ала в .экспедиции как корреспондент краевой г а зе ты и собиратель удэйского ф о л ьк ­ лора . В общ егеографической части записей писательница р а с ск а зы в а е т о сво еобр а з ­ ной природе ранее неведомых мест У ссурийского кр ая , ри сует живописные п ей заж и таёж ны х дебрей , где единст­ в е н н ы е пути — зв ерины е тропы , пока­ зы в а е т зам еч ател ьны е богатства расти ­ т ел ьно го и животного мира , объ я сня ет практическое их значение . Автор — несомненный знаток и хороший наблю ­ д а т е л ь природы , но главны е писатель- -ские его интересы и чувства отданы людям . Хорошо описана друж н ая семья учас тников экспедиции , во главе с крупным исследователем Д альнего Во­ с т о к а ' Фаустом Колосовеким . К раевед Мисюра, * ботаник Н ечаев , студенты Ж д анкина и М елешко , художники Шишкин и Высоцкий — всё это типич­ ные советские труж ени ки , люди скром ­ н ы е , честны е , самоотверж енны е . Интересны и ценны в познавательном отношении обш ирные записи , касающ ие­ с я н арода удэ. Ю. Ш естаков а — .луч­ ший, в настоящ ее время , знаток этого небольшого племени , очен ь мало и ссле ­ дованного в прошлом и выделенного в •самостоятельную народность только со ­ ветской наукой . Побывав впервы е у хорских удэ в 19 4 4 г ., писательница усиленно з ан ял а с ь и зучением их я зы к а , культуры и во зобновляла н е р а з свое путеш ествие к ним. Впечатления от этих поездок вошли в многочисленные очер ­ к и и р асск а зы , опубликованны е в д аль ­ невосточной печати2. Записи , названны е «Н овый п е р е в а л » , — р е зу л ь т а т не то л ь ­ ко наблюдений ав тор а в экспедиции ‘ Ю л и я Ш е с т а к о в а . Вместе с др у з ь ­ ям и . Дальневосточное государственное изда­ тельство . Хабаровск, 1950. - Самый значительный и интересный о ч е р к «В хорских лесах» (журн. «Дальний Восток», 1946 г., № 1) использован почти полностью в настоящем издании. 1946 г., но и предш ествующ его общ ения с хорекой группой удэ. Тепло и зобр а зи л а Ш естакова удэ, с которыми соприкасалась экспедиция: прекрасного охотника в тай ге и выдаю ­ щ егося р а зв едчи к а на фронте , любителя художественной литературы Васю Ка- люндзюга, одного и з лучш их стаханов ­ цев , проводника В. К. А р сеньев а в его последнем путешествии 1927 г., колхо з ­ ника Д ада , с е к р е т а р я комсомола избача Хохоли и других. Н ел ь з я не запомнить интересных стариков Гольду и Динзая . С оздавая колхоз, все хорские удэ по­ селили сь в одном месте. Проводник Динзай , постоянно сопровождавший э к ­ спедиции, а остальное врем я охотивший ­ с я далеко о т родных мест, был един­ ственным удэ, оставш им ся вне колхоза . Д руж но работавшие в колхозе сопле­ менники косо погляды вали на Динзая . Это тяготило его и побудило о тк а зать ся от привычных скитаний и вступить в колхоз. Много интересных страниц отдала писательница центру удэйского колхоза , селению Гвасюги. Зд есь произош ло её первое знаком ство с удэ и з а в я з а л а с ь бли зк ая друж ба с Дж анси Кимоиюэ. Ю. Ш естаков а п ереводила на русский я зы к первы е стихи Дж анси , а затем по­ могла ему работать над известным про ­ изведением «Там , где бежит С укпай» . Любовно восстанавливает автор образ ныне покойного выдающ егося деятеля удэйского народа . Дж анси Кимонко был в ранней юности проводником у парти ­ зан , затем он — первый из удэ — от­ п равился учиться и вступил в колхоз , а потом ушёл в Советскую Армию . В по ­ следствии он стал первым удэйским пи­ сателем . Встречаю тся в «Новом перевал е» и другие д ру зь я писательницы : ст ар ен ь ­ к ая мать Дж анси , много н атерпевш аяся в ж изни Я роба , потерявший семью охотник Тунсяна , испы тавш ая тож е не мало мы тарств нанайка Яту . Все эти люди, хорошо помнившие беспросветное прошлое , ж ивут давно уж е соверш енно неузнаваемой жизнью . А втор повествует подробно об удивительном пути о т пер ­ вобытности к социали зму , который удэ прошли в какие-нибудь полтора десятка лет . И зменились , прежде всего, в корне все материальны е у слови я жизни . Искони бродячие охотники стали в к олхо зе оседлыми зем л ед ельцам и и зав ели домашних животных . Впервые забыли они о постоянной нужде и у зн а ­ ли зажиточность . Н овая , сов етская к ул ь тур а в ры в алась отовсюду. Ничтож ­ ное селение Гвасюги разро сло сь , ра збо ­ гатело и превратилось в настоящую столицу хорских удэ. И з холодных дым­ ных ш алаш ей люди переш ли в настоя ­ щие , св етлы е и тёплы е ру сски е дома. П оявилась н ебы вал ая обстановка , пред ­ меты культурного обихода. Н ачали они

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2