Сибирские огни, 1951, № 4

-об этических нормах поведения молодо­ го Ч'елов:ека на производстве и в быту. А вторы поставили перед собой зад а ­ ч у — показать , что судьба любого со ­ ветского человека находится в надёж ­ ных ру к ах коллектива , в котором он ж ив ёт и трудится . Один из основных персонаж ей произведения — молодой то ­ карь -рацион ализатор А лёш а Иванов, -см елый новатор , настойчивый и энер ­ гичный , любящ ий свою Родину человек . В изображ ении драм атургов он вспыль ­ чив , самолюбив и далее честолю- •бив. Эти черты хар актера , р а зр а с тая сь , приводят его к индивидуализму , к про­ тивопоставлению себ я коллективу . Любое проявление индивидуализма , в какую бы ф орму оно ни облекалось , — всегда напоминает рж авчину , способную источить самый прочный и чистый ме­ т а л л . Мысль эта я вл я е т ся главной в пьесе. Э то ясно . Н о авторы и редколлегия альм ан ах а не и спользовали всех во з­ можностей, чтобы сдел ать пьесу я рче и г л у бж е по содержанию , убедительнее /раскры ть явл ен и я советской жизни , В пьесе нет и зображ ени я людей в процессе труда , мы не видим их в т ес ­ ном и дружном общ ении друг с дру ­ гом. Б орьба и столкновения остаются порой лиш ь обозначенными , а не пока­ занными , действия и поступки персона­ жей подчас дал еки от ж и зни и наду­ маны . Поэтому и А лёш а Иванов, и его се- -стра Н аташ а , и её подруга В аля , и с е к ­ р е т а р ь комитета комсомола .Михаил Ко­ в а л ё в иногда каж у тся беспомощными , щеумеющими найти правильного реш е ­ ния , действуют вяло-, безынициативно. В действиях и поступках, в х арактере -отдельных персонаж ей много случайно ­ го, неверно и ошибочно характеризую ­ щ его обр а зы людей. В погоне з а излиш ней драм атизацией -сюжета авторы , вопреки правде , за- •ставляют А лёш у И ванова испортить, при опыте с рационализаторским пред­ лож ен и ем , деталь , необходимую дл я но­ вой м арки самолёта , который « зав тр а у т ­ ром» долж ен соверш ить испы тательный полёт , хотя хорошо и звестно , что для этого самолёт готовится задолго , и все д етали , да ещ ё ответственны е , давно у ж е поставлены на места. И з всех п ерсонаж ей в пьесе наиболее удачно и убедительно обрисованы п арт­ орг ЦК на заводе Нагоров , работница М альц ева , её сын Иван Иванович. Но и в их изображ ении авторы несколько по­ с к упи ли сь в использовании наиболее ■выразительного средств а худож ествен ­ н о й характеристики своих героев . Р еч ь и д ё т о я зы ке персонаж ей , о диалогах , То есть о том, чем в основном оп ери ­ ру ет драм атург дл я р аскры ти я образов геро ев . Вот почему авторы вынуждены при­ бегать к таким рем аркам , которые были бы излишними при полном использова­ нии всей выразительности речи пе{>со- н ажей , тщ ательной индивидуализации их языка . Т ак , для более полного раскры тия парторга Н агорова даётся ремарка : «Оживился , вскочил , и с р а зу стало видно, к ака я скры та в нём, в этом бес­ страстном на вид человеке , покоряю ­ щ ая внутренняя сила горячности (?), по­ ры ва , упорной, ищущей мы сли» . В конце третьего действия (где даёт­ с я разреш ени е основного конфликта) и поступки героев и речь их получают большую убедительность. Авторы здесь отходят от схем ати зм а , который то и дело проявл яется в первы х двух дей ­ ствиях . Увлечение схематизмом в и зобр аж е ­ нии отдельных сцен , пренебреж ение к основному средству художественной вы ­ рази тельности — к речи , я зы к у персо­ нажей — сниж ает общ ее впечатление от пьесы , ум ал я ет её худож ественные до­ стоинства. Мы настоятельно советуем Б . Ко- стюковскому и Б . Левантов-ской не по- ж алеть труд а для доработки «Судьбы т о в а р ищ а » , так как в целом пьеса з а ­ служивает внимания читателей и наших молодёжных театров!. * * * Отдел поэзии заним ает в книге не­ много места. Удачен цикл стихов О лега Смирнова «С лово о дойре». Какую бы сторону со ­ ветской ж изни ни брал поэт, он видит в ней страстное выраж ение возвыш ен ­ ной борьбы з а мир. К ак и всякому советскому человеку , поэту ясно , что империалистическим хищникам , раздувающим пожар новой войны , никогда не запугать «народ, что был в окопах С т алин гр ад а» . В простых , без ложного пафоса сти ­ хах О. Смирнов рисует образ советско ­ го дипломата («Советский дипломат»). Удачно стихотворение «Полю Р об ­ сону» . К сож алению , такие стихи О. Смир­ нова, как «Ответ солдата» и «Т еперь над нами мирный н ебо св од» , написаны неровно . Заклю чительны е строки их бледны , они не углубляю т тему , не усиливают идейное звучание стихотво­ рений: со зд аётся впечатление , что сде ­ ланы они небрежно , наспех . Н ем ало ярких стихов в главах поэмы А р тём а Моневича « С т а л ь » . Весь шар земной Цветущим садом будет, — Порукою тому — большевики. — з а я в л я е т поэт в кратком вступлении.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2