Сибирские огни, 1951, № 4

своего героя в процессе новой ко л хо з ­ ной ж изни , а не о граничился нескольки ­ ми декларативными ф разами . П оэзия альм анаха лучш е про зы ; есть хорошо, темпераментно написанны е сти­ хотворения на современны е темы . Л уч­ шие из них — Вадима И ванова « Подпи- сы в а я Стокгольмское в о з зв ан и е » , А на ­ толия Л еш кова «Письмо и з К о р еи » , А лександра Гусева «В м ав зо л е е » . Неплохи по замы слу стихи Влад . Кога ­ на, но в них н ередки про заизмы , тяж е ­ ловесны е речевы е обороты — « д л я сна уры ваеш ь м ом ен ты » , «он хочет кистью образ и скать» . Удачна статья Вл. М илькова «М а­ яковский и традиции русской литерату ­ ры» . Вот и всё содерж ание альм ан аха «Томск» № 5 , причём н аиболее сл а ­ бым разделом в нём я в л я е т с я проза . Томск — один и з крупнейших городов Сибири, стары й культурный её центр . И здающийся зд есь литературный ал ьм а ­ нах но своему содерж анию н е отвечает политическому и кул ьтурном у росту го­ рода и его области . Л итературное де­ ло — партийное дело , оно не может быть пущено на самотёк , его надо органи зо ­ вать, им надо руководить. № № 4 и 5 альм ан аха «Томск» не дают основания говорить, что редколл еги я по-больше­ вистски вдумчиво и перспективно помогает расти литературным кадрам , п р ед ъ яв л я я к произведениям строгие требования и, в то ж е вр ем я , терпеливо уча молодых писателей литературному мастерству . Где-где, а в Томске имеются исклю ­ чительны е возможности для роста лите­ р атурны х сил. Томок — крупный про ­ мышленный центр, город вузов , центр большой и богатой области . Невольно вспоминаются слова А. М. Горького из его статьи «О ли т ер а тур е» : «Я не на ­ вязы ваю художественной литературе з а ­ дач « к р а е в ед ен и я » , этнографии , но всё ж е литер атур а служит д елу познания ж изни , она — история быта, настроений эпохи, и вопрос о том, насколько широ ­ ко охватила она действительность свою, этот вопрос может быть поставлен» . А льм анах «Томск» очен слабо осве ­ щ ает действительность, не вы р ащ и вает кадры литераторов темпами , отвечающи ­ ми росту нашей социалистической ли ­ тературы . У читателя альманаха «Томск» невольно может возникнуть вопрос — нужен ли такой альманах , с такими недостатками? Ответ мож ет быть только один — конечно, такой альманах не нужен . Р едакция альм анаха должна сделать всё необходимое, чтобы поднять идейный и художественный уровень произведений , выполнить требования , вытекающие из постановлений ЦК ВКЩб) по идеологическим вопросам. Только при этом условии альм анах «Томск» будет иметь право на сущ е ­ ствование. А. ВЫСОЦКИЙ . Х ор ош е е—ступень к лучшему Среди альманахов , и здаваемы х в об­ ластях и к р аях Сибири, читинский а л ь ­ манах «З аб айк ал ь е» я вл я е т ся одним из Наиболее содерж ательны х и ин терес ­ ных. Редакционн ая коллегия «З аб ай к ал ь я» провел а серьёзную работу по практиче ­ ской реали заци и постановления ЦК ВКП(б) о ж урн ал ах « З в е зд а» и «Л е ­ нин град» . Обо всём этом наглядно св и ­ детельствует четвёртый очередной но­ мер а л ьм ан ах а '. Стихи и проза , критика и публици­ стика представлены в нём ори гинальны ­ ми и интересными произведениями , имеющими большое воспитательное зн а ­ чение. В о тделе художественной про зы по­ мещ ена повесть китайского писателя 1 « З а б а й к а л ь е » . Литературно-художе­ ственный альманах. Книга четвёртая , 1950 г. Ответственный редактор О. А. Хав- кин. Кэ Л аня « Р е е т красное знамя» (Со­ кращ ённый перевод с китайского А. Г а ­ това). Это повесть о возрождении ки­ тайского народа, о повороте его к но­ вой жизни , о первых победах на фронте труда . Действие происходит в Пограничном районе, основной базе Восьмой народ­ но-освободительной армии , где в п ери ­ од антияпонской войны находились все основные учр еж дени я коммунистической партии Китая и Н ародно-революцион­ ных армий. В центре внимания автора — рядовой китайский труж еник Лю Хэй-сань. Безграмотный , отсталый , с своенравным , вспыльчивым характером , но очень упрямый и настойчивый . Лю Хэй-сань — типичный представитель ки ­ тайской деревни , в недавнем прошлом тёмный , забитый и нищий. В то же в рем я это человек , сознание которого разбужено новой властью , новой демо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2