Сибирские огни, 1951, № 4
В нём должно быть представлено луч ш ее из созданного молодыми начинаю щ ими поэтами и прозаиками . К сож але нию, часть произведений этого р а зд ел а тр ебо в ал а ещ ё кропотливой работы , и р ед акц и я о к а зал а плохую услугу авто р ам , поспешив опубликовать их первы е опыты в сы ром виде. Н екоторые из стихотворений сравни тельно гладкие , но ска зать о них нече го: никаких чувств они не вызываю т . Так, например , Н. Фатеев о любви отзы вается т аким и строками : И с тобой она подружится, И к тебе она придёт, Разольётся синей лужицей (!) И пошлёт тебя вперёд. Ясно, что ни о каком серьёзном чув с т в е речи зд есь нет; д е тск ая игра в риф м ы — не больше. Ю. Ш ухов пишет о пионерках: Двум девочкам-косичкам не больше тридцати. С пионеротрядом им в дальний путь итти. Им нужно знать и твёрдо, куда течёт река. И верно ль, что за городом такие ж облака. Автор , вероятно , не замечает , что его девочкам -пионеркам уж е по 1 5 лет. Вряд л и они в зяли сь бы з а реш ение таких ■«глубокомысленных» вопросов: они же, наверное , семиклассницы! Лучш е стихи И. Листова «Д ень мое го з а в од а» . Поэт расска зы вает , что где ’бы мы ни были -— всюду замечательны е ■советские труж еники творят своё боль шое дело: опережаю т в работе время , •спешат ворваться в грядущ ие дни. Но и у него много неудачны х образов («У проходной» , «Г р аф и к » ) , прорывает с я рифм ованная проза , встречаю тся не точны е , вы зы вающ ие во зраж ени я стро жи. О стахановце , выполнившем пять шорм, говорится, что дл я него этот р а бочий день «прошёл , как будто в ту м ан е» . А о рабочем , обогнавшем время , поэт пишет: Он —чемпион рабочей смекалки, Часы' перевёл на новый ход... Мечутся стрелки по циферблату Минуты с секундами перемешав! Никого не обрадует такой «новый ход» : образ долж ен быть точен. Совершенно беспомощен в решении своей хорошей темы А. Пасынков в не большом (6 строф) стихотворении «Н а чало п ути» . М альчик отправился в город, чтобы поступить в ремесленное училищ е . Ав тор с этого и начинает: Идёт он с чувством молодым Свободной мыслью занят... а во второй строф е повторяет: Учиться, призванный страной Идёт он в ближний город. Затем продолжает: Идет парнишка, как большой... и заканчивает Идёт он, призванный страной, В ремесленную школу. Автор упомянул , что его герой «мыслью за н я т » , «м еч тает» , но о чём он мечтает и дум ает , умолчал , и полу чилось — начало пути д о г о р о д а , а речь , вероятно , долж на бы ла итти о начале ж и з н е н н о г о пути, и тогда, ра зум ее тся , мало сказать , что он идёт, что герой весел , бодр и молод. Краткий анали з произведений седьмой книги «Омского альм анаха» убеж дает нас в том, что литературны е силы Ом ска , хотя и медленно, растут , но что ещё не все писатели , участвующие в альм а нахе, прониклись сознанием необходимо сти решительно бороться з а высокое к а чество своих произведений. Н. ЯНОВСКИЙ. Нужен ли такой альманах? В рецензии , помещённой в «Сибир ск и х огнях» (№ 5 , 1950 г.) на № 4 а л ьм ан ах а «Т ом ск» , говорилось, что главной задачей редакции этого альм а наха должно быть резкое повышение идейного и художественного уровня публикуемых произведений. К сож алению , редакция альм анаха «Томск» ещ ё не р еш ила этой важней шей задачи , о чём свид етельствует со держ ание альм ан аха № 5, вышедшего в св ет в н ач ал е текущ его года. Обратимся прежде всего к прозе а л ь м ан а х а . Она представлена тр ем я произ ведениями — очерком Евг. Зи кеева «Слово о подвиге» , расска зам и Н. По пова «Андрей Черкашин» и Леонида Ш уш акова «О л е н ь » . Евг. Зикеев расск а зы вает о ж изнен ном подвиге простого советского челове ка. Игорь Хованский в годы Великой Отечественной войны ср аж ал ся з а Со ветскую Родину . Н а войне он был т я ж ело ранен , ему ампутировали ноги. В дальнейш ем ока зало сь , что И горь не может работать в прежней своей про фессии часового мастера — вследствие контузии ослабло зрение . В 1948 году
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2