Сибирские огни, 1951, № 4

учает Ф ёдора . К адровый офицер Ш ати ­ лов и многие другие , упомянуты е в по­ вести командиры , не вы ступают к ак р у ­ ководители и воспитатели молодого бой­ ца. Они лиш ь дают зад ани я , п ри к а зы ­ вают или выдаю т награды и реком енда­ ции. Иначе ска зать , ни в колхозе , ни в роте и батальоне , где служил Фёдор , не показан коллектив людей, спаянных единым чувством любви к Родине , как- то воздействующий на каждого члена та ­ кого коллектива , воспитывающий его. Автор таким образом не р а ск ры л источ­ ник м уж ества наших бойцов, муж ества советских людей. В чём достоинство повести Л. Касси ­ л я и П оляновского «Улица младшего сы н а» , в которой р еш ал ась примерно т а к а я ж е задача , к ак и в повести о Кры ­ лове? В том, что в ней показан процесс ф ормирования х ар ак т ер а героя , показано могучее влияние на молодого человека здоровой советской семьи , ш колы , пио­ нерской и комсомольской организации и, наконец , руководимого большевиками п артизанского коллекти ва советских людей, самоотверженно ср аж авш ихся в керченских каменоломнях . В хорошо задуманной повести Л . А н ­ дрианов не сумел правильно , вы р а зи тел ь ­ но воспроизвести многогранную , яркую ж и зн ь советского коллектива , воспитав­ шего такого человека , каким был в действительности Герой Советского Сою­ за , комсомолец Ф ёдор Крылов . По сущ еству такую ж е ошибку сов ер ­ ш ает автор другой крупной вещи альм а ­ наха — Н. Почивалин в поэме «Учитель­ ница» . Поэт зад а л с я целью показать большой и сложный путь казах ской женщины , показать , к ак из безграмотной и уни­ женной ж енщ ины старого К а захстан а вы ро сл а в К азахстане советском за сл у ­ ж енн ая народная учительница , депутат Верховного Совета. В поэме немало хо­ роших стихов, волнующих сцен, она ли­ рична и искренна . Но в ней, к ак и в повести Л . Андриа­ нова, события чащ е лиш ь н азваны , пе­ речислены , а не показаны , отсутствует и зображ ение тех условий , в которых дей ­ ствовала героиня . В ероятно , поэтому её поступки нередко плохо или совсем не мотивированы . Т ак , в начале поэмы ав ­ тор не подготовил чи тателя к понима­ нию того, почему именно З а ги я в пер­ вы е годы советской власти в К а зах ста ­ не и з тысячи других пошла учиться . А это значит , что движ ение х ар ак тер а , рост личности передан с пропусками важных звеньев . Кроме того, поэт без соответствия с целым , с идейным содерж анием своего произведения и збрал , на наш в згляд , не совсем верны й и ровный тон, использо­ вал не всегда нужны е краски , сосредо­ точивая внимание чи тателя ие на тех картинах , которы е убедили бы его, ради чего написана поэма: да , З а ги я , ж енщ и ­ на советского К азахстана , стала , нако ­ нец, счастлива! Верно: жизненный путь казахской ж енщ ины был нелёгок . Б е з сомнения , она п ережила много невзгод, несчастий, казало сь , непреодолимых трудностей . Не р а з приходилось ей расстав аться с родными, дру зьям и , близкими, любимы ­ ми ею людьми. И ясно, что никто не отнимает у неё п рава на грусть. Но прав ли был автор , выдерж ав почти всю поэму в таком скорбном тоне, прав ли автор , концентрирующий все события так , что оптимистическая по замы слу поэма прозвучала , к ак поэма грусти и пе­ чали , поэм а нечеловеческого напряж ения и самоотречения . Дух подвижничества витает над головой простой, скромной учительницы советского К азахстана . Д о революции у Загии гибнет м уж , ' человек ещ ё молодой и сильный . Есте­ ственно её глубокое горе , печаль , тоска: ведь ей нет ещ ё и двадцати лет! Но вот радость: соверш илась револю ­ ция. К ак все, к а з ах с к а я ж енщина сво­ бодна, она может жить по-новому, мо­ ж ет учиться . Бер ётся з а науку и Загия , но зн ани я даю тся ей почему-то ценою пуританского самоограничения , отрече­ ния от всех человеческих радостей: И часто, когда подруги Весёлый праздник справляли, Заги в тиши общежитий Засиживалась одна. А потом — работа , работа и снова ра ­ бота: И часто, всю проработав ночь, Заги ложилась с рассветом. Н езам етно приш ла старость — и она с грустью признаётся : «Д а , молодости, (уже) не в и д н о » , и автор у говари вает её: «В обнимку ходить с печалью , родная моя, не н адо» . А годы идут: наступил день , когда её единственный сын долж ен покинуть родное «тихое гне здо» , и сно^ в а З а ги я с болью восклицает: Но —прочь печаль! Грустить нельзя, Коль сын сегодня рад1 Но читателю ясно: ей тяж ело , груст­ но, она ограничивает себя , о тр екается от своих чувств , жертвует . Г рянул а война. Т яж есть прибавивш ей ­ с я работы , боль з а родину , гибель сына н аложили на неё неизгладимую печать горя , скорби , страдания . И д аж е послед­ ние сцены , призванны е р асск а зать о преодолении страдания , об обретённом в коллективе учащ ихся счастье про звуча ­ л и на самом д ел е лиш ь к ак довольно печальное повторение того тяж ёло го пути, который уж е п рош ла пр естар елая учительница: Снова сутками занята, Снова заботы на плечи. Снова идут экзамены , Снова прощальный вечер. В большую дорогу к солнцу, В гудками манящую даль,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2