Сибирские огни, 1951, № 4

бирской а гроном ии » , убедительно док а ­ зы вающ ую , что родиной агрономической науки я вл я е т с я не Г ермания , как у тверж ­ дали раньше,- а Росси я . В альм анахе на­ печатано два крупных произведения: поэм а Н. П очивалина «Учительница» и повесть . JI. Андрианова «Ф ёдор К ры ­ лов» (литературная обработка В. Судач- кова). Необходимо, однако , отметить, что в ж анровом отношении седьм ая кни га бед­ нее шестой. Р едакция , например , явно недооценила такой нужный ж анр , как очерк . Хорошие очерки о д ел ах и лю ­ д ях области сделали бы книгу зн ачи тель ­ но интереснее . Л учшие произведения альм ан ах а — «Р а с с к а зы о хлебе» С. Залы гина . К ц ентральной тем е сегодняшнего дн я пи­ с ател ь отнёсся внимательно , вдумчиво. В изображ ении советского человека-тру- ж ени ка он идёт от характерного в нём, типичного, подмеченного в жизни , а не надуманного; он ст ал требовательнее к слову , к сюжету, к композиции. Р а с с к а ­ зы его стали прощ е по построению , по­ этичнее , полнее , глубж е по содержанию , по охвату зн ачи тельны х жизненны х яв ­ лений . Е сли в предыдущих произведе ­ ниях С. Залы гин , р а с с к а зы в а я о людях труда , часто не д ав ал непосредственного и зобр аж ени я труд ящ его ся человека , то в этих р ас ск а зах , особенно в сравни тел ь ­ но б о л ьш о м— «К сюш а» , главным в хар актеристи ке г ероя стало то, как он труди тся , как относится к труду , как, в зависимости от своих обязанностей к тру ­ довому коллективу , он реш ает и все свои личны е дела . К сюш а — совсем ещ ё м олоденькая девуш ка , но она уж е — глав а женской молодёжной бригады , выращ ивающ ей се­ менное зерн о д л я своего колхоза . Мы видим, как этому любимому д елу Ксюша и е ё подруги отдают все свои силы , зна ­ ния, время. Сделать свой участок лучшим , до­ биться высокого урож ая , несмотря ни на что, — стало смы слом , целью их жизни . Есть в р ас ск а зе д р у г а я линия . Ксюша любит Кузьму , лучш его бригадира трактористов . А К у зьм а увлечён Зиной , красивой девушкой -певуньей , но не умеющ ей , д а и не очень ж елающ ей хо­ рошо работать . К у зьм а — человек ц ель ­ ный и настойчивый . Он реш ает пер е ­ воспитать Зину , показы в ает ей, как нужно работать , ставит в прим ер Ксю ­ шу и, наконец , просит Ксюшу, чтобы она в з я л а Зи ну к себе в бригаду и на­ учила работать по-настоящему. Ксюша согласилась : она во зьм ёт Зину в свою бригаду , воспитает её, сделает её необ­ ходимым членом коллектива , достойной любви такого человека , к ак К узьма . Трудно и тяж ело Ксюше. Но созна­ ние ответственности за ч елов ек а в кол ­ лективе , чистота её чувств к любимому, человечность заставляю т её принять именно такое решение . Н еудача в лич­ ной ж изни в умно организованном об­ щ естве не становится трагедией , источ­ ником безысходной тоски или бессиль­ ного гнева , не служи т причиной у тра ­ ты веры в свои силы , веры в человека , не лиш ает ж и зн ь её смы сла , к ак это неизбежно бы вает в индивидуалистиче­ ском общ естве . К сюш а знает другое , больш ее счастье — счастье служи ть лю­ дям , счастье бороться з а новое, сча стье труди ться на благо народа. «К абы ты вы р асти ла такой хлеб д л я себя , либо д л я м еня или другого хо зяи ­ на, — говорит ей дед Д анила , понявший ксюшино состояние, — это ещ ё как ск а ­ зать , к добру ли? А коли он выращ ен д л я колхоза , д л я всего, почитай, наро ­ да , — зн ачи т большого дости гла ты сча стья . Понятно тебе?» Д а , ей понятно, она знает: её труд ну­ ж ен человеку , и автор удачно зак анчи ­ вает свой р а сск а з задуш евными слова ­ ми, раскрывающ ими умный его смысл: «К сюш а в см атривалась в знакомы е поля и чувствовала , к а к нужен им её труд. И сам а она бы ла так нужна всей зем ле , уходящ ей в нескончаемую д а л ь . . .» Это р а с с к а з о новых моральны х к ач е ­ ствах советского человека , переданны х скупо, взволнованно , психологически верно. Достоинством р а с ск а за я вл я е т ся такж е и то, что другие его лиц а — ж и ­ вы е люди, своеобразны е , яркие , метко ох арактеризованны е авторами. Д в а других р а с с к а з а С. З алы ги н а по­ строены на прямом сравнении прошлого с настоящим . Р еч ь снова идёт об отно­ шении к труду , к собственности. С. З а ­ лы гин коротко , но вы рази тельно пока­ зал , как собственничество калечило , уро ­ довало человека , гнуло , униж ало его и к ак р асп рям ил ся он, вырос , стал чело ­ вечнее , когда в услови ях социали зм а он и збавился от г р у з а прошлого , давивш е­ го его сознание . В этом плане хорош и р а с ск а з С. Ш и ­ баева «В р а ч » . В нём выпукло и зобр аж е ­ ны люди труда , честны е , преданны е че­ ловеку , лю бящ ие свою нелёгкую проф ес ­ сию. Ж и зн ь и судьба таких людей ис­ кренне трогает , волнует читателя . Моло­ дому писателю меш ает пока и злиш н яя восторженность, чр е зм ерн ая приподня­ тость тона повествования с зн ачи тельным налётом слащ авой сентиментальности в отношении к своим героям . К сожалению , далеко не все ом ские писатели , представленны е в альманахе , сумели образно , убедительно пер едать главное в нашей ж изни сегодня — неви ­ данный рост сознания советского челове ­ ка , его творческий созидательный труд . И сторические П остановления ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам по­ требовали от писателей всестороннего и зучени я советской действительности ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2