Сибирские огни, 1951, № 3

.сом, которого никогда не слышала у не­ го Ксюша.— Ты, конечно, не знаешь, а я жизнь мечтал о таком хлебе... Кому хошь кланялся мужик за хлеб: нечи­ стой примете, иконе, попу — всё едино, лишь бы хлеб! Так нешто мне, крестья­ нину, зазорно поклониться тебе, внуч­ ка, за такую пшеничку?! Ни в жизнь! Готов при всём народе во всякое вре­ мя!.. Знаешь, какая честь за хлеб-то ока­ зывается?..— Героев назначают за хлеб- то! Вот как научают крестьянина хлеб понимать!» Образом Данилы С. Залыгин ещё больше подчёркивает значение трудово­ го подвига Ксюши и её подруг. Узнавая потом из рассказа « В своей деревне», что Ксюша стала гордостью района, Ге ­ роем Социалистического Труда, чита­ тель вполне верит этому. Заключительный рассказ сборника «Зерно» — « В своей деревне». Здесь С. Залыгин снова обращается к изобра­ жению детей. Герой рассказа — ученик 4-го класса Алёша Поляков. М ы очень ясно видим и самого Алё ­ шу, и тех людей, те события, те пейза­ жи, которые показаны через его вос­ приятие. Глазами Алёши раскрывает Залыгин торжество советского образа жизни в деревне. Удачей автора является образ пар­ тийного руководителя, секретаря райко­ ма Петра Николаевича. Пытливого Алёш у поначалу очень удивляет, почему и за что все знакомые и не знакомые ему люди так глубоко уважают, горячо любят секретаря рай- . кома, о котором Алёша часто слышал ещё от отца, замученного фашистами. Автор проводит мальчика через ряд -обстоятельств, которые наглядно раскры­ вают ему деятельность партийного руко­ водителя, объясняют прежде необъясни­ мое. На двенадцати страницах (это почти треть рассказа) мы видим Алёш у в си­ туации, чрезвычайно похожей на ту, в которой так хорошо запомнили Егоруш ку из чеховской «Степи»: мальчик едет , далеко-далеко, по бескрайным просто­ рам, наблюдает, прислушивается к раз­ говорам своего спутника с людьми, ко­ торых они встречают во время остано­ вок и т. д. Но читателю совершенно яс­ но, что неизмеримо различны Егоруш­ ка и Алёша по своему мировосприятию, по своей психологии. Даже поля, с пер­ вого взгляда такие же, которые видел Егорушка, даже эти поля простираются перед Алёшей как будто в другом мире. Не только потому, что Алёша нередко любуется работающими на них «крыла­ тыми комбайнами», но, главное, пото­ му, что для мальчика все эти необозри­ мые богатства — о б щ и е народные, а значит — с в о и . В близком общении Алёши с Петром Николаевичем во вре­ мя поездки, в том, как начинает посте­ пенно раскрываться перед мальчиком значение работы секретаря райкома — смысл всего эпизода. Сцена пуска межколхозной гидро­ электростанции, занимающая в расска­ зе большое место, написана Залыгиным совершенно своеобразно и исполнена глубокой, волнующей патетики. Хоро­ шо рассказывает Залыгин и о задушев­ ной беседе секретаря райкома с колхоз­ никами, собравшимися на торжество. Постепенно Алёша ясно осознаёт, что «раз сюда спешил Пётр Николае­ вич, значит будет здесь нф так, как было бы до него,— лучше» и что — «Пётр Николаевич — там, где самое главное». Явно меньше удались Залыгину стра­ ницы, на которых он стремился рас­ крыть переживания Алёши, узнавшего, что отец (мальчик считал его погибшим в сражении) был растерзан эсэсовцами во время допроса. Читаешь абзац за аб­ зацем,— и с сожалением приходишь к выводу, что остаёшься почти всё время холодным. Не нашел автор нужных слов! 'В лучших рассказах сборника «Зер ­ но» инженер-гидротехник С. Залыгин дал правдивые, отмеченные зорко уви­ денными деталями, картины жизни кол­ хозной деревни, её замечательных лю­ дей. Возникает потребность уточнить, дополнить утверждение Залыгина, ци­ тированное в начале этой статьи: в не­ меньшей мере, нежели гидротехника, его специальностью является литерату­ ра! Его писательские интересы шире то­ го круга наблюдений, которые он на­ капливает в процессе своей служебной или научной деятельности. И как вся­ кий настоящий писатель, он всё глуб­ же и острее должен теперь чувствовать себя,— говоря словами Маяковского,— в долгу «перед всем, про что не успел написать». Именно поэтому ему пред­ стоит ещё очень серьёзная работа над развитием лучших сторон своего даро­ вания, над овладением высоким мастер­ ством подлинного художника. Разумеет­ ся, перед ним стоит задача беспощадной борьбы с недостатками своего творчест­ ва, в частности с проявляющимся иног­ да мелким, но претенциозным, превра­ щённым в самоцель, «психологизирова­ нием», уводящим его в сторону от правды жизни, от социалистического реализма, от решения больших задач советского литератора. У него есть дан­ ные решать эти задачи! Борис РЯСЕНЦЕВ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2