Сибирские огни, 1951, № 3
.сом, которого никогда не слышала у не го Ксюша.— Ты, конечно, не знаешь, а я жизнь мечтал о таком хлебе... Кому хошь кланялся мужик за хлеб: нечи стой примете, иконе, попу — всё едино, лишь бы хлеб! Так нешто мне, крестья нину, зазорно поклониться тебе, внуч ка, за такую пшеничку?! Ни в жизнь! Готов при всём народе во всякое вре мя!.. Знаешь, какая честь за хлеб-то ока зывается?..— Героев назначают за хлеб- то! Вот как научают крестьянина хлеб понимать!» Образом Данилы С. Залыгин ещё больше подчёркивает значение трудово го подвига Ксюши и её подруг. Узнавая потом из рассказа « В своей деревне», что Ксюша стала гордостью района, Ге роем Социалистического Труда, чита тель вполне верит этому. Заключительный рассказ сборника «Зерно» — « В своей деревне». Здесь С. Залыгин снова обращается к изобра жению детей. Герой рассказа — ученик 4-го класса Алёша Поляков. М ы очень ясно видим и самого Алё шу, и тех людей, те события, те пейза жи, которые показаны через его вос приятие. Глазами Алёши раскрывает Залыгин торжество советского образа жизни в деревне. Удачей автора является образ пар тийного руководителя, секретаря райко ма Петра Николаевича. Пытливого Алёш у поначалу очень удивляет, почему и за что все знакомые и не знакомые ему люди так глубоко уважают, горячо любят секретаря рай- . кома, о котором Алёша часто слышал ещё от отца, замученного фашистами. Автор проводит мальчика через ряд -обстоятельств, которые наглядно раскры вают ему деятельность партийного руко водителя, объясняют прежде необъясни мое. На двенадцати страницах (это почти треть рассказа) мы видим Алёш у в си туации, чрезвычайно похожей на ту, в которой так хорошо запомнили Егоруш ку из чеховской «Степи»: мальчик едет , далеко-далеко, по бескрайным просто рам, наблюдает, прислушивается к раз говорам своего спутника с людьми, ко торых они встречают во время остано вок и т. д. Но читателю совершенно яс но, что неизмеримо различны Егоруш ка и Алёша по своему мировосприятию, по своей психологии. Даже поля, с пер вого взгляда такие же, которые видел Егорушка, даже эти поля простираются перед Алёшей как будто в другом мире. Не только потому, что Алёша нередко любуется работающими на них «крыла тыми комбайнами», но, главное, пото му, что для мальчика все эти необозри мые богатства — о б щ и е народные, а значит — с в о и . В близком общении Алёши с Петром Николаевичем во вре мя поездки, в том, как начинает посте пенно раскрываться перед мальчиком значение работы секретаря райкома — смысл всего эпизода. Сцена пуска межколхозной гидро электростанции, занимающая в расска зе большое место, написана Залыгиным совершенно своеобразно и исполнена глубокой, волнующей патетики. Хоро шо рассказывает Залыгин и о задушев ной беседе секретаря райкома с колхоз никами, собравшимися на торжество. Постепенно Алёша ясно осознаёт, что «раз сюда спешил Пётр Николае вич, значит будет здесь нф так, как было бы до него,— лучше» и что — «Пётр Николаевич — там, где самое главное». Явно меньше удались Залыгину стра ницы, на которых он стремился рас крыть переживания Алёши, узнавшего, что отец (мальчик считал его погибшим в сражении) был растерзан эсэсовцами во время допроса. Читаешь абзац за аб зацем,— и с сожалением приходишь к выводу, что остаёшься почти всё время холодным. Не нашел автор нужных слов! 'В лучших рассказах сборника «Зер но» инженер-гидротехник С. Залыгин дал правдивые, отмеченные зорко уви денными деталями, картины жизни кол хозной деревни, её замечательных лю дей. Возникает потребность уточнить, дополнить утверждение Залыгина, ци тированное в начале этой статьи: в не меньшей мере, нежели гидротехника, его специальностью является литерату ра! Его писательские интересы шире то го круга наблюдений, которые он на капливает в процессе своей служебной или научной деятельности. И как вся кий настоящий писатель, он всё глуб же и острее должен теперь чувствовать себя,— говоря словами Маяковского,— в долгу «перед всем, про что не успел написать». Именно поэтому ему пред стоит ещё очень серьёзная работа над развитием лучших сторон своего даро вания, над овладением высоким мастер ством подлинного художника. Разумеет ся, перед ним стоит задача беспощадной борьбы с недостатками своего творчест ва, в частности с проявляющимся иног да мелким, но претенциозным, превра щённым в самоцель, «психологизирова нием», уводящим его в сторону от правды жизни, от социалистического реализма, от решения больших задач советского литератора. У него есть дан ные решать эти задачи! Борис РЯСЕНЦЕВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2