Сибирские огни, 1951, № 3
ев дано лишь в одном-двух штрихах, иногда в одной реплике, веришь пото му, что писатель исходит из внутренней логики развития образов. В каждом рассказе определённую роль играет хлебное зерно, приобрета ющее значение символа радостного кол лективного труда, символа колхозного изобилия. Недаром сторож колхоза «Маяк» Григорий Рудаев, посылая председателю колхоза горсть зёрен но вого урожая, говорит: «Нет, не бывало такого. Прямо скажу, не сеял ещё кре стьянин такого зерна!» Надо сказать, что один из шести рас сказов включён в сборник напрасно. Это уже упомянутый рассказ « В пути». Он не только явно выпадает из цикла по своему содержанию, но и вообще ос тавляет впечатление незавершённости и вызывает недоумение. Правда, в нём как будто тоже речь идёт о зерне. Правда, есть в этом pafc- сказе хорошие детали, лаконичные опи сания, доступные только зоркому худож нику. Но в целом, история случайной встречи на падубе некоего пассажира с невидимой ему в темноте незнакомой женщиной (которая везёт пшеничные зёрна, названные другой женщиной по имени этого пассажира — «георгиев- кой»), — вся эта история отличается ложной многозначительностью, искус ственностью построения. Перед читате лем на четырёх страничках проскальзы вает (именно так!) «любовно-психологи ческая проблема», перед ним мелькают поздние сожаления неведомого ему и не раскрытого перед ним Георгия, кото рый когда-то «уехал искать цветные металлы. И увлёкся поисками. Сколько он нашёл — бесценные богатства! Но кто знает, что он потерял, расставшись тогда с Верой Ивановой?! А она не забыла: твёрдые, как металл, и живые, он ощущал в руке эти зёрна». Но читателя всё это нисколько не •волнует, ибо он не успевает ни полю бить, ни даже сколько-нибудь узнать героя рассказа. Да и не рассказ это, в сущности, а всего лишь какой-то им прессионистический отрывок, никак ло гически не разрешённый. « В пути» воспринимается как отголосок той боль шой и обидной ошибки, которую допу стил когда-то писатель в рассказе «Хельма», опубликованном еще в 1947 году в «Омском альманахе». Там тоже (только в гораздо большей степени) про является такой вот о т в л е ч ё н н ы й , м н и м о - м н о г о з н а ч и т е л ь н ы й п с и х о л о г и з м , который отнюдь не помог автору правдиво показать совет ских людей, нашу действительность. Позже подобный метод был применён писателем и в рассказе « В лесу» (он опубликован на страницах первого изда ния «Северных рассказов»). Явно ис кусственен и основной конфликт этого рассказа. Речь идёт о встрече беремен ной женщины с волком, о молчаливом «поединке» с ним и «волевой победе» над хищником, в результате которой по бедительница вновь обретает в себе оп тимистическую целеустремлённость и приходит к выводу, что теперь будет всё хорошо. Слова о том, что успешно «загипнотизировать» зверя ей помогли мысли о муже, сражающемся на фрон те,— слова эти ничего не спасают. М ы и в данном случае расходимся в оценке с В . Огневым. Он называет рассказ « В лесу» в числе тех произведений Залы гина, «пафос» которых заключается в том, что «поединок с жестокой приро дой, временный отрыв от большого кол лектива не пробуждают у советского че ловека тёмных инстинктов, а, наоборот, раскрывают лучшие стороны его души... помогают ему выявить в себе лучшее и прекрасное». Рядом с надуманным рассказом « В пути» — на страницах сборника «Зер но» бурлит живая и многоцветная, на ша увлекательная и необыкновенная даже в своей обыдённости жизнь. И если ещё в двух рассказах внимание- автора тоже привлекает проблема не удачной любви, то здесь это глубоко волнует читателя, так как перед ним — живые люди, и всё, что рассказывает ся о них, включая и описание времен ных «неурядиц» в их личной жизни, рассказывается правдиво, разрешается в типических условиях нашей действи тельности. Лучшие рассказы сборника — «Ксю ша» и « В своей деревне». В первом нарисован обаятельный об раз юной колхозницы. Залыгин смело и глубоко раскрыл перед нами её бога тый внутренний мир. Мы любим эту де вушку не только за то, что она заме чательно работает, но и за то, что она — именно вот такая: неудержимая в своём стремлении добиться невиданного урожая, но при этом — несколько роб- коватая, наивная, а порою — чуть-чуть смешная. Ксюша — это не только чёт ко прорисованный п о р т р е т , но и глубокий х а р а к т е р , интересная и н- д и в и д у а л ь н о с т щ В этом весь «секрет» успеха её автора. «Ксюша» — рассказ «многолюдный». Мы видим единый, но разноликий кол лектив. Вот, к примеру, дед Данила Трофимов, колхозный сторож, человек, помнящий проклятое прошлое и потому особенно остро воспринимающий вели кий смысл радостных событий наших, дней. К лучшим страницам рассказа принадлежит заключительный эпизод, когда старик низко, в пояс, кланяется удивлённой и смущённой Ксюше, а на её вопрос: «Что ты, дедушка? Что с тобой?» отвечает: «—• За хлеб, внучка, за хлебушко,— сказал дед тихим, почти детским голо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2