Сибирские огни, 1951, № 3
молодых писателей (Ms 44 за 1951 г.). Автор этой рецензии ознакомился, к со жалению, лишь со старым изданием «Северных рассказов», вышедшим ещё в 1947 году, и тремя рассказами в сбор нике «Оськин аргиш» (Омск, 1950). В . Огнев слишком захваливает те ' рассказы, которые обладают рядом крупных недостатков. Критик с чувст вом глубокого удовлетворения отмечает даже такой эпизод в концовке рассказа «Надежды», который позже был изъят автором как явно неубедительный и фальшивый. Залыгин значительно пере делал концовку рассказа, с целью лик видировать в ней именно гот надуман ный разговор, который кажется В . Ог неву «напряжённым и многозначитель ным» . Но, изменив концовку, автор не сумел всё^гаки освободить этот рассказ (он на зывается теперь «Пути-дороги») от яв ной рыхлости сюжета, досадной растя нутости. Сюжетные просчёты автора здесь — элементарны. На протяжении тринадца ти страниц, т. е. до середины рассказа, он наивно и безнадёжно пытается «об мануть» читателя, будто герой произве дения поедет не на Север, где будет строиться электростанция по его перво му — и очень смелому — проекту, а... в противоположном направлении. Только на четырнадцатой странице, после бес конечных «горячих споров» с теми, кто доказывал ему необходимость самому осуществить свой проект, Николай не менее горячо восклицает: «Мой проект — понимаешь, моя надежда, будет там, а я в другом месте. Я ещё в армии ду мал о том, что построю, когда вернусь И вот — моя первая стройка, а я от неё в стороне. Зачем же?» Вот именно: зачем же? К чему автор без всяких мотивировок заставлял героя долгое время яростно сопротивляться не только неотразимой логике своих оп понентов, но и... собственному—давне му и твёрдому—решению? А ведь в этом и только в этом состоит весь сю жетный «конфликт»! Между тем, не будь этого искусственного и неправдо подобного допущения, — вместо четыр надцати страниц понадобилось бы три- четыре! То, что следует за всем этим, факти чески представляет собой другой рас сказ (с другими героями и проблемами), который в новом варианте инте реснее и ярче первого. Условная «связ ка» этих двух разных рассказов в за ключительных строках второго (приезд на север якобы собиравшегося ехать на юг Николая) не создаёт органической целостности, художественной закончен ности произведения. Думается, что несколько переоценил В . Огнев и рассказ «Бе з верёвочки». То, что этот рассказ всем своим идей ным смыслом полемизирует с рассказа ми Дж. Лондона и показывает неизме римое превосходство советских людей, над теми, кто опустошён капиталистиче ским строем, — совершенно бесспорно.. Верно и то, что образы людей вылеп лены во многом убедительно. Тем досаднее, что в целом рассказ недоработан, он растянут, недостаточно' организован. Зачем, например, понадо билось, тормозя действие, давать длин ное и скучноватое отступление о прош лом Кузьмы Сотника,— одного из трёх равноправных участников сюжетного- развития? Почему именно о нём? Не о Ладникове или Князеве? Да ещё такими фразами, как в управлении «многие- стеснялись его громоздкой фигуры» (?!)> Слишком выдвинулась на первый план история с рельсом, из-за которого ненец. Ного не находит застрявших в тундре во время бурана героев рассказа. Нельзя избавиться от впечатления, что эта ис тория понадобилась специально для то го, чтобы дать возможность остальным персонажам как можно дольше прояв лять свои внутренние качества, нахо дясь в очень тяжёлом положении. Встречаются такие «самохарактери стики» героев: «в пьяном виде я без кормёжки (триста километров) про скочу» . Иногда слишком груб язык персонажей: « А котелок у тебя ва рит?»... «Накрылась моя контора на це лый год» и т. д. Очевидные недостатки делают «На дежды» ( «Пути-дороги»), как и «Без; верёвочки», слабее ряда других расска зов «северного цикла». И замалчивание таких недостатков, право же, не прине сёт пользы автору! С. Залыгин, вероятно, не исчерпал запаса впечатлений, накопленных во время гидрологических экспедиций. Он- будет ещё обогащать этот запас. Одна ко, весьма примечательным является тот факт, что в 1950 году, наряду со сборником «Северные рассказы», вы шел и сборник «Зерно», в котором Залыгин обращается к совершенно ино му участку советской жизни, к другой- сфере человеческой деятельности. При чём, рассказывает он об этом отнюдь с неменьшим увлечением! Сборник «Зерно» — своеобразный цикл рассказов о колхозах одного рай она. (Исключение составляет только- рассказ « В пути»). В каждом из рас сказов — новые герои, однако в послед нем из них мы либо встречаем на миг- уже знакомых нам людей, либо слышим о них из «третьих уст». Этот простой и интересный композиционный приём- позволяет автору как бы приоткрыть будущее тех хороших советских людей, которых он показал на определённом» этапе их жизни — в предыдущих рас сказах. Этому веришь, несмотря на то, что такое «продолжение» судьбы repo-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2