Сибирские огни, 1951, № 3

молодых писателей (Ms 44 за 1951 г.). Автор этой рецензии ознакомился, к со­ жалению, лишь со старым изданием «Северных рассказов», вышедшим ещё в 1947 году, и тремя рассказами в сбор­ нике «Оськин аргиш» (Омск, 1950). В . Огнев слишком захваливает те ' рассказы, которые обладают рядом крупных недостатков. Критик с чувст­ вом глубокого удовлетворения отмечает даже такой эпизод в концовке рассказа «Надежды», который позже был изъят автором как явно неубедительный и фальшивый. Залыгин значительно пере­ делал концовку рассказа, с целью лик­ видировать в ней именно гот надуман­ ный разговор, который кажется В . Ог­ неву «напряжённым и многозначитель­ ным» . Но, изменив концовку, автор не сумел всё^гаки освободить этот рассказ (он на­ зывается теперь «Пути-дороги») от яв ­ ной рыхлости сюжета, досадной растя­ нутости. Сюжетные просчёты автора здесь — элементарны. На протяжении тринадца­ ти страниц, т. е. до середины рассказа, он наивно и безнадёжно пытается «об­ мануть» читателя, будто герой произве­ дения поедет не на Север, где будет строиться электростанция по его перво­ му — и очень смелому — проекту, а... в противоположном направлении. Только на четырнадцатой странице, после бес­ конечных «горячих споров» с теми, кто доказывал ему необходимость самому осуществить свой проект, Николай не менее горячо восклицает: «Мой проект — понимаешь, моя надежда, будет там, а я в другом месте. Я ещё в армии ду­ мал о том, что построю, когда вернусь И вот — моя первая стройка, а я от неё в стороне. Зачем же?» Вот именно: зачем же? К чему автор без всяких мотивировок заставлял героя долгое время яростно сопротивляться не только неотразимой логике своих оп­ понентов, но и... собственному—давне­ му и твёрдому—решению? А ведь в этом и только в этом состоит весь сю­ жетный «конфликт»! Между тем, не будь этого искусственного и неправдо­ подобного допущения, — вместо четыр­ надцати страниц понадобилось бы три- четыре! То, что следует за всем этим, факти­ чески представляет собой другой рас­ сказ (с другими героями и проблемами), который в новом варианте инте­ реснее и ярче первого. Условная «связ­ ка» этих двух разных рассказов в за­ ключительных строках второго (приезд на север якобы собиравшегося ехать на юг Николая) не создаёт органической целостности, художественной закончен­ ности произведения. Думается, что несколько переоценил В . Огнев и рассказ «Бе з верёвочки». То, что этот рассказ всем своим идей­ ным смыслом полемизирует с рассказа­ ми Дж. Лондона и показывает неизме­ римое превосходство советских людей, над теми, кто опустошён капиталистиче­ ским строем, — совершенно бесспорно.. Верно и то, что образы людей вылеп­ лены во многом убедительно. Тем досаднее, что в целом рассказ недоработан, он растянут, недостаточно' организован. Зачем, например, понадо­ билось, тормозя действие, давать длин­ ное и скучноватое отступление о прош­ лом Кузьмы Сотника,— одного из трёх равноправных участников сюжетного- развития? Почему именно о нём? Не о Ладникове или Князеве? Да ещё такими фразами, как в управлении «многие- стеснялись его громоздкой фигуры» (?!)> Слишком выдвинулась на первый план история с рельсом, из-за которого ненец. Ного не находит застрявших в тундре во­ время бурана героев рассказа. Нельзя избавиться от впечатления, что эта ис­ тория понадобилась специально для то­ го, чтобы дать возможность остальным персонажам как можно дольше прояв­ лять свои внутренние качества, нахо­ дясь в очень тяжёлом положении. Встречаются такие «самохарактери­ стики» героев: «в пьяном виде я без кормёжки (триста километров) про­ скочу» . Иногда слишком груб язык персонажей: « А котелок у тебя ва­ рит?»... «Накрылась моя контора на це­ лый год» и т. д. Очевидные недостатки делают «На­ дежды» ( «Пути-дороги»), как и «Без; верёвочки», слабее ряда других расска­ зов «северного цикла». И замалчивание таких недостатков, право же, не прине­ сёт пользы автору! С. Залыгин, вероятно, не исчерпал запаса впечатлений, накопленных во­ время гидрологических экспедиций. Он- будет ещё обогащать этот запас. Одна­ ко, весьма примечательным является тот факт, что в 1950 году, наряду со сборником «Северные рассказы», вы ­ шел и сборник «Зерно», в котором Залыгин обращается к совершенно ино­ му участку советской жизни, к другой- сфере человеческой деятельности. При­ чём, рассказывает он об этом отнюдь с неменьшим увлечением! Сборник «Зерно» — своеобразный цикл рассказов о колхозах одного рай­ она. (Исключение составляет только- рассказ « В пути»). В каждом из рас­ сказов — новые герои, однако в послед­ нем из них мы либо встречаем на миг- уже знакомых нам людей, либо слышим о них из «третьих уст». Этот простой и интересный композиционный приём- позволяет автору как бы приоткрыть будущее тех хороших советских людей, которых он показал на определённом» этапе их жизни — в предыдущих рас­ сказах. Этому веришь, несмотря на то, что такое «продолжение» судьбы repo-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2