Сибирские огни, 1951, № 3
пенец Николай Вылка, коряк Кецай Кеккетын, чукчи Эрмитэгин и Тынетэв, удэгеец Джанси Кимонко. Их произве дения переводились на русский язык и печатались в журналах «Звезда», «Си бирские огни», «Дальний Восток» , в сборниках « М ы —•люди Севера», «Солн це над чумом», а также в других сбор никах центральных и местных изда тельств. Теперь нередко можно встретить в тайге или в тундре колхозников, пою щих песни, которые уже превратились в народные, утратив авторство. Песни эти переделываются, в них вставляются новые куплеты. Любовь к партии большевиков и к со ветской Родине, воспевание труда охот ников, рыбаков, оленеводов, зверобоев, /всего нового,' пришедшего с Советами на Крайний Север, воспевание природы родного края — вот что является глав ным в творчестве авторов-северян. Дружба народов нашей Родины, по мощь великого русского народа ранее отсталым северным народностям — эти темы проходят красной нитью во всём творчестве северян. В песне хантый ского поэта Г. Лазарева говорится: Русский, ханты, н ен ец— братья, Мы в правах своих равны. Все мы счастливы в объятьях Нашей матери-страны. У северян ещё нет таких сложивших с я писателей, как у наших братских на родностей Сибири, например, у якутов или у бурят-монголов, но произведения А . Самара, Н. Вылка, Дж. Кимонко, М. Вахрушевой уже широко известны в среде советских читателей. В литературу приходят всё новые и новые начинающие авторы-северяне. Студент Ленинградского университета чукча Юрий Рытхеу ещё в прошлом го ду впервые пробовал свои силы в поэ зии. А в этом году он уже напечатал в хрестоматии для третьего класса чукот ской школы свои стихи. Рытхеу очень способный студент, хорошо знает род ную Чукотку, много работает над фор мой стиха, изучает русскую и совет скую классическую поэзию. Почти все поэты и писатели северяне начинают первые свои шаги в литерату ре со стихов. Кроме повестей «Там, где бежит Сукпай» Д. Кимонко, «Сын бед няка» А. Самара, «Хоялхот» К . Кекке- тына, «М арья», «На острове» Н. Вы л ка и «Девушка с Малой Юконды» М. Вахрушевой да семи-восьми расска зов других северян, ничего ещё из про зы больше не было опубликовано, тогда как стихов и песен напечатано в различ ных изданиях свыше 15 тысяч строк. 4 В течёние многовековой истории на родности. и племена Крайнего Севера создавали своё самобытное искусство. Сидит ли эвенкийка , у берестяных тур- сучков, где аккуратно разложены цве тистые ленты и бисер, делает ли она выкройку халата, её мысли заняты но выми узорами, украшением националь ной одежды. У каждого народа свой ор намент. А сколько требуется терпения чукотским, эскимосским и ненецким ко сторезам, чтобы изобразить гравюру на кости! Теперь на Чукотке уже организо ван промышленный комбинат. В нём со брались лучшие резчики по кости. Они развивают и совершенствуют своё заме чательное искусство. Лучшие косторезы Чукотки награждены орденами Ленина. К сборнику чукотских сказок иллю страции выполнены художником чукчей Вукволом. Вуквол изобразил, на кости «Чукотскую легенду о Ленине». Эта гравюра хранится сейчас в музее Рево люции. Картины ненца Панкова и удэге Аза удивили искусствоведов Запада на международной выставке в Париже. Жюри признало высокое мастерство произведений Панкова и Уза и награди ло авторов, изобразивших новую тунд ру, золотыми медалями. Юноши Ле онтьев с Чукотки и Марфусалов с Ко лымы взяли клык моржа,, а через не сколько месяцев преподнесли для музея Арктики бюст В. И. Ленина и барельеф А . С. Пушкина. Оба эти талантливые юноши-резчики по кости являются сту дентами института имени Герцена. Одарённый художник юноша нанаец Андрей Бельды учится в художествен ном училище, а его земляк — ульчи Саша Дятала — студент Академии худо жеств. Развиваются на Советском Севере все виды искусства. В дни двадцатилетнего юбилея окру га в Салехарде выступило свыше 300 участников художественной самодея тельности. В Ленинградском Доме учи теля собрались учителя и студенты-от личники на вечер, посвящённый выбо рам в, Верховный Совет Р С Ф С Р . Сту денты-северяне выступили с концертом своей национальной самодеятельности. Особый интерес вызвали у зрителей не-, нецкий «танец оленя», нанайский «та нец гусей», эвенкийская пляска «Оде ра» и «Песня о мире», исполненная на различных северных языках. Нам кажется, что назрела необходи мость организовать в столице нашей Ро дины, в Москве, вечера литературы и устного творчества народов Крайнего Севера, где может быть всесторонне представлено их самобытное, весьма оригинальное и интересное искусство.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2