Сибирские огни, 1951, № 3

пенец Николай Вылка, коряк Кецай Кеккетын, чукчи Эрмитэгин и Тынетэв, удэгеец Джанси Кимонко. Их произве­ дения переводились на русский язык и печатались в журналах «Звезда», «Си­ бирские огни», «Дальний Восток» , в сборниках « М ы —•люди Севера», «Солн­ це над чумом», а также в других сбор­ никах центральных и местных изда­ тельств. Теперь нередко можно встретить в тайге или в тундре колхозников, пою­ щих песни, которые уже превратились в народные, утратив авторство. Песни эти переделываются, в них вставляются новые куплеты. Любовь к партии большевиков и к со­ ветской Родине, воспевание труда охот­ ников, рыбаков, оленеводов, зверобоев, /всего нового,' пришедшего с Советами на Крайний Север, воспевание природы родного края — вот что является глав­ ным в творчестве авторов-северян. Дружба народов нашей Родины, по­ мощь великого русского народа ранее отсталым северным народностям — эти темы проходят красной нитью во всём творчестве северян. В песне хантый­ ского поэта Г. Лазарева говорится: Русский, ханты, н ен ец— братья, Мы в правах своих равны. Все мы счастливы в объятьях Нашей матери-страны. У северян ещё нет таких сложивших­ с я писателей, как у наших братских на­ родностей Сибири, например, у якутов или у бурят-монголов, но произведения А . Самара, Н. Вылка, Дж. Кимонко, М. Вахрушевой уже широко известны в среде советских читателей. В литературу приходят всё новые и новые начинающие авторы-северяне. Студент Ленинградского университета чукча Юрий Рытхеу ещё в прошлом го­ ду впервые пробовал свои силы в поэ­ зии. А в этом году он уже напечатал в хрестоматии для третьего класса чукот­ ской школы свои стихи. Рытхеу очень способный студент, хорошо знает род­ ную Чукотку, много работает над фор­ мой стиха, изучает русскую и совет­ скую классическую поэзию. Почти все поэты и писатели северяне начинают первые свои шаги в литерату­ ре со стихов. Кроме повестей «Там, где бежит Сукпай» Д. Кимонко, «Сын бед­ няка» А. Самара, «Хоялхот» К . Кекке- тына, «М арья», «На острове» Н. Вы л ­ ка и «Девушка с Малой Юконды» М. Вахрушевой да семи-восьми расска­ зов других северян, ничего ещё из про­ зы больше не было опубликовано, тогда как стихов и песен напечатано в различ­ ных изданиях свыше 15 тысяч строк. 4 В течёние многовековой истории на­ родности. и племена Крайнего Севера создавали своё самобытное искусство. Сидит ли эвенкийка , у берестяных тур- сучков, где аккуратно разложены цве­ тистые ленты и бисер, делает ли она выкройку халата, её мысли заняты но­ выми узорами, украшением националь­ ной одежды. У каждого народа свой ор­ намент. А сколько требуется терпения чукотским, эскимосским и ненецким ко­ сторезам, чтобы изобразить гравюру на кости! Теперь на Чукотке уже организо­ ван промышленный комбинат. В нём со­ брались лучшие резчики по кости. Они развивают и совершенствуют своё заме­ чательное искусство. Лучшие косторезы Чукотки награждены орденами Ленина. К сборнику чукотских сказок иллю­ страции выполнены художником чукчей Вукволом. Вуквол изобразил, на кости «Чукотскую легенду о Ленине». Эта гравюра хранится сейчас в музее Рево­ люции. Картины ненца Панкова и удэге Аза удивили искусствоведов Запада на международной выставке в Париже. Жюри признало высокое мастерство произведений Панкова и Уза и награди­ ло авторов, изобразивших новую тунд­ ру, золотыми медалями. Юноши Ле­ онтьев с Чукотки и Марфусалов с Ко ­ лымы взяли клык моржа,, а через не­ сколько месяцев преподнесли для музея Арктики бюст В. И. Ленина и барельеф А . С. Пушкина. Оба эти талантливые юноши-резчики по кости являются сту­ дентами института имени Герцена. Одарённый художник юноша нанаец Андрей Бельды учится в художествен­ ном училище, а его земляк — ульчи Саша Дятала — студент Академии худо­ жеств. Развиваются на Советском Севере все виды искусства. В дни двадцатилетнего юбилея окру­ га в Салехарде выступило свыше 300 участников художественной самодея­ тельности. В Ленинградском Доме учи ­ теля собрались учителя и студенты-от­ личники на вечер, посвящённый выбо­ рам в, Верховный Совет Р С Ф С Р . Сту­ денты-северяне выступили с концертом своей национальной самодеятельности. Особый интерес вызвали у зрителей не-, нецкий «танец оленя», нанайский «та­ нец гусей», эвенкийская пляска «Оде­ ра» и «Песня о мире», исполненная на различных северных языках. Нам кажется, что назрела необходи­ мость организовать в столице нашей Ро ­ дины, в Москве, вечера литературы и устного творчества народов Крайнего Севера, где может быть всесторонне представлено их самобытное, весьма оригинальное и интересное искусство.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2