Сибирские огни, 1951, № 3
ЗАМЕТКИ о со ци а ли с ти ч ес к о й ж и з н и на к р а й н е м с е в е р е 119 земное население никакими правами не пользуется. Империалистические запра вилы не думают о поднятии жизненного уровня или о культуре обречённых на вымирание туземцев. Первостепенная цель этих подлых дельцов заключается в том, чтобы, во-первых, высосать все соки (как их умеют высасывать опытные американские гангстеры!), а, во-вто рых, использовать разорённых коренных обитателей Севера в качестве дешёвой рабочей силы для различных военно стратегических целей в природных усло виях суровой Арктики. Ж урнал «Америка» хотел показать советским читателям жизнь эскимосов Аляски. Но, кроме людей в звериных шкурах с осунувшимися лицами, мы ни чего не увидели в журнале «Америка». Алеуты на Прибыловых островах, как и эскимосы на Аляске, находятся в веч ной кабале у различных частных ком паний. Котики, голубые песцы и другая ценная пушнина за слишком мизерную цену забирается у алеутов американски ми бизнесменами. Вместо книг —- спирт, взамен школ — авиабазы. Не обмануть цветными картинками советских людей! Они знают правду. И когда эскимоска Вера Анальквасак или чукча Николай Гиутэгин — студенты ленинградских высших учебных заведе ний — читают в книге одного из про дажных слуг Уолл-стрита, что «ум взрос лого эскимоса равен уму семилетнего американского ребёнка», они мысленно представляют замученных негритянских борцов, страдания прогрессивного писа теля Говарда Фаста, правдиво изобразив шего истребление американским импе риализмом индийских племён и посте пенное вымирание эскимосов на Аляске. С гордостью думают они о жизни в род ном Советском Союзе, где при входе в Третьяковскую галлерею установлен бронзовый бюст с изображением их со родича — чукчи Отке, депутата Верхов ного Совета С СС Р , а сами они, как и сотни других юношей и девушек северян, обучаются в вузах. И на юбилейном торжестве, посвя щённом празднованию 20-летия Совет ской Чукотки, от имени всех благодар ных народов Севера Тамара Тынынэут обратилась с приветом к вождю товарищу Сталину на своём чукотском языке: Спасибо, наш Сталин любимый, За то, что ты нас, угнетённых, Из тёмного царства поднял, Забитых и прав всех лишённых. Со всеми в правах уравнял. З а радость, что нет в мире краше, Текущую бурной волной. З а молодость светлую нашу, З а счастье Чукотки родной. 2 Когда-то писатель - путешественник >В. К . Арсеньев познакомил советских читателей со своим другом — проводни- ком-нанайцем Дерсу Узала. Дерсу был добрым, простым, очень трудолюбивым и обаятельным человеком. Он был забит, как и все его сородичи в то время, не грамотен и в его мировоззрении господ ствовал анимизм. Но он мечтал о хо рошей жизни и видел в русском учёном Арсеньеве не только большого челове ка, который не боится злых духов, но и доброго человека-друга. Искры куль туры к племенам Сибири и Дальнего Во стока заносили прогрессивные русские учёные и писатели, такие, как Краше нинников, Чернышевский, Короленко, Арсеньев, Богораз, Штернберг, исследо ватели-полярники Шелехов, Дежнёв, Хабаров, Лаптевы, Седов, Русанов. Сле ды культурного влияния на этих, в про шлом кочующих, племенах остались также от декабристов. Особенно яркий, ни с чем не сравнимый след оставили пребывавшие в этих местах в ссылке революционеры-большевики. С приходом советской власти начал ся стремительный и могучий подъём культуры среди народов Севера. Совет ская власть подняла все эти, ранее от сталые в политическом, экономическом и культурном отношении народности и вывела их на широкую дорогу построе ния коммунистического общества. Это могло совершиться лишь при братской и бескорыстной помощи великого рус ского народа. ...И вот перед нами молодой человек— студент-дипломант Ленинградского уни верситета нанаец Сулунгу Николаевич Оленко. На его груди медали и орден боевого Красного Знамени. Он не оди нок: среди представителей его народно сти много героев. Его братья Александр и Максим Пассар тоже прославили на найский народ в дни Великой Отечест венной войны. Оба они — Герои Совет ского Союза. Эвенк Михаил Диодоров, долган Григорий Попов, ненец Витольд Хатанзейский, манси Михаил Казанцев— офицеры запаса и кавалеры боевых ор денов — скоро закончат учёбу на фа культетах народов Севера и отправятся к себе, в родные края. . . .В клубе педагогического институ та имени Герцена собрались студенты- северяне. В зал вошёл молодой эвенк Василий Николаевич Увачан, депутат Верховного Совета С С С Р . Он прилетел на самолёте из Эвенкии в Москву на сессию Верховного Совета С С С Р . И он не хочет возвращаться в колхозы Туры, Байкита, не узнав, как учатся в Ленин граде дети эвенков-охотников. Товарищ Увачан — автор перевода краткой био графии И. В . Сталина и книги «О Ве ликой Отечественной войне». Он окон чил институт народов Севера, Планово экономический институт, потом Высшую партийную школу при Ц К В КП (б ), а теперь работает первым секретарем ок
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2