Сибирские огни, 1951, № 3
движения. Стахановское движение яви лось результатом культурного роста ра бочих и колхозников, результатом соз нания ими победоносной силы и госу дарственного значения социалистическо го труда, результатом освоения техники и роста в людях ответственности перед Родиной за свою работу, за своё пове дение» . «Стахановское движение, писал Горький, — огненный взрыв массовой энергии, взрыв, вызванный колоссаль ными успехами труда, сознанием его культурного значения, его силы, осво бождающей трудовое человечество из- под гнёта прошлого». Этот взрыв массовой энергии был для Горького предвестием труда, как искусства, когда каждый трудящийся может стать, как стахановец, артистом в своём деле, когда социалистическое соревнование в труде сделает всех рав носильными и равноценными, не стес няя развития своеобразных способностей каждого, а только помогая росту их. Так Горький мечтал о мире и о тру де. Но борьба за мир неотделима от страстных разоблачений Горьким импе риалистической реакции. Почти вся правящая верхушка импе риалистических государств проходит по страницам публицистики Горького. «О чём спорят хозяева?» — спрашивал Горький и отвечал: «Спорят они о том, которая группа воров имеет право быть самой богатой и командовать миром». Промышленники Америки запасают горы военного снаряжения, дающие им огромные прибыли, — «ведь доказано, что самое прибыльное дело — это об ращать людей в калек и покойников». Горький предлагает считать капитали стов социально опасными. «Они не мо гут жить, не организуя массового ис требления народов. Они — профессио нальные убийцы рабочих масс». Горький требовал сознания каждым рабочим его исторического долга, его права на власть, его революционной ак тивности, «особенно необходимой на кануне новой войны, затеваемой капи талистами против него...» Борец за мир, ожесточённый борец против безумия капиталистов, Горький разоблачает их, уничтожающих свои «демократические начала», как мешающие их проискам. «Буржуазия готовится к новой меж дународной бойне, которая истребит миллионы молодёжи, уничтожит на мил лиарды предметов первой необходимо сти, распылит по земле и потопит в морях миллионы тонн металла, сожжёт и разрушит города, испортит, отравит газами и трупным ядом плодородные почвы. Всего этого вполне достаточно для того, чтобы с полным правом ска зать: миром правят преступники и, при том, явно обезумевшие, вероятно — от предчувствия неизбежной их гибели. Им, действительно, ничего не жалко и ничего не нужно, «обеспечивая» тыл свой, они уничтожают даже свои «демо кратические свободы», уничтожают то самое, чем ещё недавно гордились»!. Страстно ненавидя капиталистических хищников, он призывал всех трудя щихся к союзу в борьбе против них: « У пролетариата всех стран должен быть один язык, это — язык неприми римой ненависти к паразитам, хищни кам, угнетателям и предателям...» Славя свою страну, Горький называл её «богатейшей страной мира, разнооб разной по её природным условиям, по обилию ископаемых сокровищ, по раз нообразию и талантливости её населе ния... Талантливость эта не является выдумкой для самоутешения, — она реальный факт, утверждаемый ежеднев но молодой наукой и техникой, нашим искусством». «Большой народ, великая энергия го рит в нём, освещая весь трудовой мир планеты нашей», — восклицает Горь кий. Годы не отдалили от нас Горького. Он и сейчас сражается с нами против всех, кто пытается ввергнуть мир в новую войну, он и сейчас борется в рядах строителей коммунизма за конеч ную победу великих идей партии Ленина— Сталина. 1 М. Г о р ь к и й . «За мир и демокра тию». 1951 г., стр. 321.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2