Сибирские огни, 1951, № 3

ки « В Америке» написаны почти пол­ века назад, но воспринимаются они на­ ми, как написанные сегодня свидетелем озверения американских миллиардеров и их прислужников перед лицом неиз­ бежной гибели капитализма. Отвлечённый другими задачами, Горь­ кий не написал всех задуманных им очерков « В Америке». Сбор денег на русскую революцию не удался в пред­ полагаемом масштабе, — было собрано всего около 10 ООО долларов. Но за это время — в Америке — Горький напи­ сал «М а т ь » . Писал он без материалов, которые забраны были жандармами в 1905 году, писал, как он говорил, — «по памяти». Написал он также пьесу «Враги» и серию сатирических памфлетов «Мои интервью». В одном из этих памфлетов, возвра­ щаясь к Америке, он ведёт «интер­ вью» с миллионером. В этом памфле­ те («Один из королей республики») Горький со всей беспощадностью вскры­ вает отвратительную идеологию амери­ канских магнатов капитала, кои коман­ дуют и вашингтонским правительством и сенатом. Горький срывает лицемерную маску «демократии» с миллионера и показывает его истинную звериную мор- ДУ- Террор в отношении негров так вы­ ражается в речах миллионера: «М ы линчуем негра, лишь только у з ­ наём, что он жил с белой, как с женой. Сейчас его за шею верёвкой и на дере­ во... без проволочек! Мы очень строги, если дело касается морали...» О социалистах миллионер говорит: « У хорошего правительства не должно быть социалистов. В Америке они родятся. Значит — люди в Вашингтоне не впол­ не ясно понимают свои задачи. Они должны лишить социалистов граждан­ ских прав». В настоящее время мы наблюдаем те же явления в Америке, что и тогда, когда Горький писал свои памфлеты. Только в ещё более сгущённом и отвра­ тительном виде. В советскую эпоху Горький, продол­ жая своё разоблачение американского империализма, писал против «культуры американцев-фашистов, сжигающих нег- ров-рабочих на электрическом стуле («Террор капиталистов против негритян­ ских рабочих в Америке»); отвечал на письма американских журналистов боль­ шой статьёй: «С кем же вы, «мастера кул ьтуры » ? — « А также пора вам ре­ шить простой вопрос: с кем вы, «масте­ ра культуры»? С чернорабочей силой культуры за создание новых форм жиз­ ни или вы против этой силы, за созда­ ние касты безответственных хищников, касты, которая загнила с головы и про­ должает действовать уже только по инерции». И ещё вопрос задаёт Горький амери­ канским интеллигентам: полагают ли они, что 450 миллионов китайцев мож­ но превратить в рабов европейско-аме­ риканского капитала? «Это нормально? Это — было, это — есть, но хватит ли у вас храбрости утверждать, что это и должно быть так, как оно есть?» Горький здесь предсказывает появле­ ние на международной арене Народно- демократического китайского прави­ тельства. Горький последовательно доказывает, что капитализм враждебен культуре. Он призывает интеллигентов Америки по­ нять, что рабочий класс, взяв в свои руки политическую власть, откроет пе­ ред ними широчайшие возможности культурного творчества. Отвечая на вопрос анкеты американ­ ского журнала: «Что вы думаете о ци­ вилизации Америки» , Горький писал: « Я думаю, что ваша цивилизация, это — самая уродливая цивилизация нашей планеты, потому что она чудо­ вищно преувеличила все многообразные и позорные уродства европейской циви­ лизации» . Беседы в клубе американских писа­ телей в 1906 году дали Горькому повод сказать, что он не плохо знает амери­ канских журналистов, так же как аме­ риканский капитализм, который он тог­ да ещё изобразил в образе «Жёлтого Дьявола» . «Смешно мечтать, ещё смешнее го­ ворить об индивидуальной независимо­ сти в обществе, где люди — и в их чис­ ле журналисты — продаются и поку­ паются легко и «свободно», как бараны или огурцы», — говорит Горький в статье «О культурах». «Капиталист защищает свой доллар, а для него доллар всегда дороже чело­ века, какой бы ни был этот человек». Великий патриот своей социалистиче­ ской Родины,- Горький не сомневался в победе советского народа над «между­ народной организацией грабителей и убийц», как называл он капиталистов. Но, не сомневаясь в силе советского народа, он был великим защитником мира. «Рабоче-крестьянская масса Союза Советов не хочет воевать, она хочет создать государство равных. Но, в слу­ чае нападения на неё, она будет защи­ щаться вся, как одно целое, и победит, потому что на неё работает история». Горький мечтал о мире, о плодонос­ ном мире, во время которого освобож­ дённый труд строителя социализма пе­ ределает природу по своим потребно­ стям, накопит материальные блага, пре­ вратит труд в искусство. В статье 1935 года «О новом чело­ веке» Горький писал: «Товарищ Сталин рассказал нам о причинах и о смысле стахановского

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2