Сибирские огни, 1951, № 3
Наиболее любимым поэтическим жанром осталась песня, сильно распростра нённая и раньше у многих народов. Поэты широко пользуются богатствами ста рого народного творчества — языком, образами, художественными приёмами. Со держание поэтических произведений, однако, совсем изменилось. Источником старых песен, чаще всего импровизаций, были обычно чисто внешние впечатления, связанные с родной природой, с привычным трудом охот ника, рыбака, пастуха. Во многих песнях трудовой люд сетовал на тяжёлую безысходную долю. Могучим всеопределяющим родником новой песни служит со циалистическая действительность, непрерывно обогащающая творчество поэтов новыми темами и мотивами. Стихотворения их характерны своей безыскусственностью, большой просто той поэтических средств и приёмов. Эта естественность и непосредственность вме сте с ясным прозрачным языком придаёт им весьма своеобразную прелесть. В советское время прежние песни о беспросветной жизни исчезли. Только для сравнения со светлым настоящим вспоминают поэты мрачное прошлое. Напоми ная о былой горькой доле женщины и рисуя её теперешнюю полнокровную жизнь, сам поэт говорит: «Появились у эвенок песни нового звучанья. Пусть их слышат все народы!». («Женщина» Сахарова). Эвену Ханьгами «радостно видеть, что в сталинский век повсюду хозяином стал человек», и он невольно думает о прошлом, когда народ его обирали хищники американцы («Слово рыбака»). Современная поэзия крепко связана с темой о колхозном строе, на основе которого развивается новая материальная и духовная культура народов Севера. Эвенк Чинков («Новая тайга»), эвен Ханьгами («Слово рыбака»), чукча Ятгыр- гын («Ухутан» ) воспевают свободный радостный труд и привольную светлую жизнь в колхозе. Стало так хорошо, что нельзя теперь и стареть: «Людям жизнь велит молодеть, — так сказал юкагирский народ» («Ню чи» ЩербаковаТ Один из частых мотивов — советская школа, этот существенный момент в био графии поэтов и важнейший этап в становлении нового человека (стихи Долгано- ва, Чинкова). Не найти у северных поэтов ни уныния, ни скорби, ни сомнения в будущем. Высоко оптимистична, жизнерадостна вся их поэзия. Поэтическое творчество, как одно из ярких проявлений сознания, замеча тельно раскрывает новую идеологию народов Севера, появившееся у них -совер шенно иное, чем прежде, восприятие мира. Горячей любовью к обретённой впер вые родине, чувством дружбы с русскими братьями проникнуты произведения ненца Истомина («Полярное сияние»), эвена Ханьгами («Слово рыбака»), юка гира Долганова («Славь Сталина имя»). Созданные революцией писатели народов Севера вступали в поэзию с именем Ленина и Сталина на устах. Могучие, связанные неразрывной дружбой богатыри, Ленин и Сталин давно уже стали героями народного творчества. Образы великих вождей, победителей мрака и зла, связаны чаще всего с животворящим солнцем, которое они вернули обездоленным людям. Из фольклора образы и мотивы эти перешли в поэзию народов Севера. Эвенк Сахаров говорит: «Ленин понял наши думы, осветил нам путь в ночи... Он, как солнце, всюду — Ленин, он с эвенками навек». «Не голосом — сердцем» воспевают мудрого отца Сталина в образе солнца поэты ненцы, эвенки, эвены, нанаи, юкагиры. Сталин озарил светом та- '.ожную даль, принёс дружбу и радость забытым людям, дал стране золотой закон. М. А. СЕРГЕЕВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2