Сибирские огни, 1951, № 3

Наиболее любимым поэтическим жанром осталась песня, сильно распростра­ нённая и раньше у многих народов. Поэты широко пользуются богатствами ста­ рого народного творчества — языком, образами, художественными приёмами. Со­ держание поэтических произведений, однако, совсем изменилось. Источником старых песен, чаще всего импровизаций, были обычно чисто внешние впечатления, связанные с родной природой, с привычным трудом охот­ ника, рыбака, пастуха. Во многих песнях трудовой люд сетовал на тяжёлую безысходную долю. Могучим всеопределяющим родником новой песни служит со­ циалистическая действительность, непрерывно обогащающая творчество поэтов новыми темами и мотивами. Стихотворения их характерны своей безыскусственностью, большой просто­ той поэтических средств и приёмов. Эта естественность и непосредственность вме­ сте с ясным прозрачным языком придаёт им весьма своеобразную прелесть. В советское время прежние песни о беспросветной жизни исчезли. Только для сравнения со светлым настоящим вспоминают поэты мрачное прошлое. Напоми­ ная о былой горькой доле женщины и рисуя её теперешнюю полнокровную жизнь, сам поэт говорит: «Появились у эвенок песни нового звучанья. Пусть их слышат все народы!». («Женщина» Сахарова). Эвену Ханьгами «радостно видеть, что в сталинский век повсюду хозяином стал человек», и он невольно думает о прошлом, когда народ его обирали хищники американцы («Слово рыбака»). Современная поэзия крепко связана с темой о колхозном строе, на основе которого развивается новая материальная и духовная культура народов Севера. Эвенк Чинков («Новая тайга»), эвен Ханьгами («Слово рыбака»), чукча Ятгыр- гын («Ухутан» ) воспевают свободный радостный труд и привольную светлую жизнь в колхозе. Стало так хорошо, что нельзя теперь и стареть: «Людям жизнь велит молодеть, — так сказал юкагирский народ» («Ню чи» ЩербаковаТ Один из частых мотивов — советская школа, этот существенный момент в био­ графии поэтов и важнейший этап в становлении нового человека (стихи Долгано- ва, Чинкова). Не найти у северных поэтов ни уныния, ни скорби, ни сомнения в будущем. Высоко оптимистична, жизнерадостна вся их поэзия. Поэтическое творчество, как одно из ярких проявлений сознания, замеча­ тельно раскрывает новую идеологию народов Севера, появившееся у них -совер­ шенно иное, чем прежде, восприятие мира. Горячей любовью к обретённой впер­ вые родине, чувством дружбы с русскими братьями проникнуты произведения ненца Истомина («Полярное сияние»), эвена Ханьгами («Слово рыбака»), юка­ гира Долганова («Славь Сталина имя»). Созданные революцией писатели народов Севера вступали в поэзию с именем Ленина и Сталина на устах. Могучие, связанные неразрывной дружбой богатыри, Ленин и Сталин давно уже стали героями народного творчества. Образы великих вождей, победителей мрака и зла, связаны чаще всего с животворящим солнцем, которое они вернули обездоленным людям. Из фольклора образы и мотивы эти перешли в поэзию народов Севера. Эвенк Сахаров говорит: «Ленин понял наши думы, осветил нам путь в ночи... Он, как солнце, всюду — Ленин, он с эвенками навек». «Не голосом — сердцем» воспевают мудрого отца Сталина в образе солнца поэты ненцы, эвенки, эвены, нанаи, юкагиры. Сталин озарил светом та- '.ожную даль, принёс дружбу и радость забытым людям, дал стране золотой закон. М. А. СЕРГЕЕВ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2