Сибирские огни, 1951, № 2
Московское обличье всей страны и делает для советского человека родным и дорогим каждый уголок, даже тот, который когда-то считался «медвежь им» . «...и в таёжном моём краю По дерзанью , по дыханью Я всегда тебя узнаю...» — обращается поэт к Москве. И неспроста автор взял эпиграфом для своей книжки стихов замечание М. И. Калинина: «Сейчас нет у нас «медвежьих» углов, сейчас каждый уго лок наглей страны думает: он — части ца Москвы». Для Ю. Левитанского суровая засне жённая Сибирь с её морозами, дикой тайгой и необозримыми просторами ми ла и дорога не экзотикой, а большеви стскими делами. Сибирский пейзаж Ле- витанский рисует скупыми, но сочными мазками: «Снег сверкает крупной солью впереди, позади, по сибирскому раз долью снегопад, снегопад!», «далее в тёплых горницах окна заморожены, сру бы пятистенные вьюгой заворожены», «дым из труб, — как будто беличьи хвосты», «студёный ветер дует от Бай кала, деревья белые в пушистом сереб ре ...» . Но пейзане — не самоцель для поэта, а лишь фон, ярче выделяющий героический труд сибиряков, труд, на правленный на строительство коммуниз ма. Вот один из «медвежьих» углов. Заседает в сельсовете Юная сотрудница. Звеньевой в парткабинете Над конспектом трудится . В школе, «в пятом «Б» ведёт урок житель здешних мест, молоясавый педа гог, бравший Бухарест»... Работают кузнецы, комсомольцы, агрономы, го товясь к посевной... «В восемь — парт собрание в избе бригадирской, а потом — «Сказание о земле Сибирской». Здесь, в «медвежьем углу» ключом бьёт н-шзнь и потому: Лампам весело сиять над таёжным мраком, от столицы ты сяч пять километров с гаком! Вот другой «медвежий» угол — Усолье. Он — «конечно, не столица». Но попутчики поэта, «большие патрио ты своего города», горды начатой в городе большой и творческой работой, которая, «безусловно, не чета некото рым заграницам». — Видиш ь ЛОГ? Там завод мы поставим важный . Проведём газопровод в дом пятиэтажный . А вон там, погляди, в ряд поднимем зданья, п арк посадим, — приходи летом на свиданье. Будет город наш чудесен. Приезжай , посмотри , что здесь будет через месяц, через год, через три... («Саду цвесть»). Обитатели заснеженных сибирских, городов и сёл многого добились в выра щивании фруктов. Борьбе за превраще ние сибирских городов в цветущие са ды «ни снегов закованность, ни мороз: многоградусный, ни пурга не мешает!» И настолько сильна творческая мечта сибиряков, что даже морозные узоры на столе кажутся им расцветающими ро зами! Поэт предвидит, что «скоро над ан гарскими порогами зажжём, как солнце,, яркие огни», и прославляет «свою» реку, свою любовь, «красавицу, суро вую таёжницу» Ангару за то, что еш предназначено «весной звенеть и пес ней славиться, огнём залив сибирские края» . Во всём, что делается в нашей стра не, поэт видит движение вперёд; каждое дело связано с трудной и упорной борь бой; ничто в нашей стране не достигает ся легко, без упорного труда. Но тем крепче успех, чем больше закалятся люди в борьбе. Духом великой борьбы за переуст ройство природы, за переделку старых, форм жизни охвачено всё в нашей стра не. Поэту кажется, что этот дух борьбы: свойственен также и предметам, связан ным с деятельностью советского чело века. Вот он видит только что прине сённые на улицу саженцы. Много им^ предстоит перенести, чтобы окрепнуть Но... Вынесет метели и бураны Тополь коренастый перед домом. Вы ра сту т деревья-ветераны. Крепкие, .! Обстрелянные громом. Изменятся и те, что сажали деревья:: Бывшие мальчишки . Пионеры . Долетят до Марса и Венеры. В борьбе, в вечном движении вперёд, в вечном развитии и совершенствовании.:. •— вот в чём поэзия, вот в чём смысл жизни! В сборнике есть циклы стихотворе ний: «В таёжном гарнизоне» и «На пу ти к победе». Это большей частью сти хотворения, рассказывающие о жизню бойцов Советской Армии, о боевых го дах Отечественной войны. Оправдано ли помещение этих стихотворений в сбор нике? Да, ибо автор показывает, как в великих испытаниях войны крепли в советских людях качества бойцов за: коммунизм: патриотизм, выдержка, упорство в достижении цели, чувство- истинного товарищества, советский гу манизм. Лирическим героем стихов Ю. Леви танского часто выступает вчерашний бо ец Советской Армии, сегодняшний бог рец-созидатель.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2