Сибирские огни, 1951, № 2
ской Хакассии, воспевает свободный труд колхозников-хакасов. Произведения Н. Доможакова, И. Ко- тюшева, И. Костякова, А. Топанова, Н. Тинникова и других, главным обра зом, отражают послевоенный период, воспевают социалистическое строитель ство. В стихотворении «Вчера и сегодня» Н. Доможаков, выразительно рисуя тех, кто владел богатством родного края, спрашивает своего читателя: Кто ж е ныне владеет Х ака сской землею? С тал хозяином рек? Добывает в горах Нефть и уголь, Таящ ий тепло золотое? Это ты. мой чи та тел ь ,— < Вчераш ний батрак. Ч ья ш ум и т океаном Пш еница густая? Ч ьи на пастбищ ах тучны х П а су тся гурты? Чьи заводы и ш ахты , 1 В глуши вырастая . Затмеваю т цветущею явью Мечты? Чьи взлетают мосты Над бурливой рекою? Чьи дворцы и курорты? — Твои, мой народ, Младший из сыновей. Что под алой звездою, Пробивают пути К комм уни зм у — Вперёд!.. («Вчера и сегодня»), Н. Доможаков умеет подметить и изобразить новое в жизни своего наро да ( «Девушка-комбайнер», «Жнец» , «Яркий свет»), умеет взволнованно по казать силу, которая стала источником счастья и радости хакасского тружени ка. Эта сила —• партия, идеи Ленина— Сталина, эта сила — нерушимая дружба народов страны Советов. Кто тебе В Октябре Указал направление. Дал большие права И п устил в провода Ток, несущий в ул усы зарю? М удры й Ленин, Мудры й Сталин Ведут тебя В наш и года! О дружбе хакасов с русским народом поэт хорошо рассказал и в стихах («Улусы поют», «В дороге»), и в ли рической поэме «Сестра». Поэма, по вествующая о подвиге русской девуш ки, спасшей от гибели хакаса-бойца, яв ляется выражением замечательного чувства единой семьи, выражением любви к советской отчизне, любви ха касов к своему старшему брату — рус скому народу. О Родина моя! В тебе Все разноликие народы Равны в труде. Равны в борьбе — И в я сны й день И в день невзгоды. Коль падает один в дым у Под грохот вражьего снаряда. — Другой всю кровь отдаст ему. И жи знь отдаст, коль надо. Коль пуля в р усско го вошла, — Вмиг станет больно и хакасу , Х акаса если обожгла, — Придёт на помощ ь р у с ский сразу . Такой народ непобедим, — Вр а гу не справи ться с таким ! («Сестра»). Стихи Ивана Котюшева, также по свящённые в основном показу социали стического строительства родной Хакас сии, отличаются от других произведе ний поэтов сборника своим лиризмом. Задушевно и любовно рисует он новых людей и природу Хакассии, и образы великих поэтов Пушкина и Шевченко. Писатели Хакассии изучают класси ков русской литературы. Они любят Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чехо ва, Горького, Шолохова, Фадеева. Им посвящают они лучшие стихи. Наряду с хорошими произведениями в сборник вошли стихотворения в идей ном и художественном отношении сла бые. К числу неудачных относятся сти хотворения «Шаман» — М. Аршанова и «Деду Илье» •— И. Котюшева. Надо заметить, что эти произведения в ори гинале значительно слабее. Так, М. Ар- шанов вместо разоблачения классового лица шамана слишком подробно, бес страстно и спокойно описал все дейст вия шамана при лечении им человека. В стихотворении «Деду Илье» И. Котюшев оплакивает горькую жизнь давно умершего от непосильной работы на бая деда-батрака. Почти всё вызыва ет у читателя лишь чувство тоски и уныния. Чтобы как-то оправдать свою скорбь об умершем, автор идеализйфует неизвестного деда, называя его певцом, героем, борцом за народное' счастье, чуть ли не предвестником революции: Ещ е не брезжила заря, Но ты в борьбе не ведал страха . Ты пел о м ужестве борьбы. Хакас-батрак тебе внимая, В предчувствии иной судьбы , Великий гнев копил на бая... Усопший безвестный дед Илья нужен поэту для того, чтобы рассказать, как ранее угнетённый хакас теперь живёт полной жизнью, но не лучше ли было для показа событий сегодняшнего дня воспеть действительного Героя Социа листического Труда, среди которых есть и люди, на своей спине испытавшие байский кнут. И сделать это надо было в иных тонах и красках. Котюшев и Доможаков в некоторых стихах безмерно увлечены описанием природы. В погоне за внешней эффект ной картиной природы, они иногда не замечают советского человека, преобра зующего природу. Буран у Котюшева якобы приносит пользу человеку, обра-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2