Сибирские огни, 1951, № 2
„Пл аме н н ое сл о во 66 Советской власти, говорит товарищ Сталин, удалось проложить «дорогу в самые захолустные дебри окраин Рос сии, поднять к политической жизни са мые отсталые и разнообразные в на циональном отношении массы, связать эти массы с центром самыми разнооб разными нитями, задача, которую не только не решало, но и не ставило себе (боялось поставить!) ни одно правитель ство в мире». За годы советской власти, за годы со циалистического строительства, благода ря осуществлению ленинско-сталинской национальной политики, обеспечено рав ноправие всех народов России и уничто жена та фактическая отсталость ■— хо зяйственная, политическая, культурная — отдельных наций и народностей, ко торую они унаследовали от прошлого. В Сибири, как отмечал А. М. Горь кий в одном из своих писем, «рассеяно около 3 0 племён, люди, которых до Ок тябрьской революции не считали за лю дей и у которых не было прав, кроме одного — права постепенно вымирать». А посмотрите сейчас на жизнь этих на родов! Большинство из них раньше не имело даже своей письменности, а сей час они создают свою литературу, на циональную по форме и социалистиче скую по содержанию. И процесс роста и совершенствования этой литературы исключительно бурный и чрезвычайно плодотворный. «Октябрьская социали стическая революция пробудила народы Союза к исключительному творчеству, —■писал М. И. Калинин,— кажется, что с победой рабочего класса и крестьян ства веками скованная народная энер гия прорвалась с гигантской силой». В Сибири нет ни одного народа, ко торый не выдвинул бы из своей среды писателей, поэтов, драматургов. Ежегод но выходят всё новые и новые книги. Только за последние два—три года из даны на русском языке: антология поэ зии Якутии — «Под северным сияни ем», антология — «Поэзия Советской Буряг-Монголии», сборник рассказов, повестей, стихов и песен писателей на родов Крайнего Севера — «Мы — люди Севера», сборник «Поэты Хакассии» и др. З а это же время многие произведе ния писателей народов Сибири вышли на русском языке отдельными книгами. Это повести: Солчака Тока «Слово ара та» (в «Сибирских огнях» она была на печатана под названием «К большому порогу»), Джанси Кимонко «Там, где бежит Сукпай», Н. Якутского «Золотой ручей», Цырена Очирова «Долина сча стья», романы: Хоца Намсараева «На утренней зар е» , Жамсо Тумунова «Степь проснулась», Василия Юхнина «Огни тундры» и многие другие. Давно назрела необходимость издать антологию, в которую вошли бы лучшие произведения писателей всех народов Сибири. Такая антология особенно необ ходима теперь, когда на всех филологи ческих факультетах пединститутов и университетов вводится курс литерату ры народов СССР. За эту благородную работу взялось Новосибирское областное издательство, выпустив в 1 9 5 0 году объёмистый сбор ник (375 страниц) стихов, рассказов, по вестей писателей народов Сибири, со ставленный А. Коптеловым, —- «Пла менное слово»1. В антологию включены произведения алтайских, шорских, якут ских, тувинских, бурят-монгольских, ха касских писателей и писателей народов Крайнего Севера: хантов, манси, эвен ков, эвенов. В целом эта антология представляет несомненную ценность и будет прочтена с интересом и пользой. Читатель позна комится с новыми талантами, выдвину тыми из своей среды возрождёнными Советской властью народами, услышит свежие, здоровые голоса, увидит новую, яркую, радостную жизнь народов Сиби ри, узнает, чем живут сегодня эти н а роды, поймёт круг и направление их интересов. Однако мы должны с сожалением от метить, что читатель, раскрыв антоло гию, будет во многом не удовлетворён. Антология составлена наспех, небрежно и во многом не отвечает тем задачам, которые предъявляются к такого рода книгам. Во-первых, она не обратит его вни мания своим названием. Определять по названию («Пламенное слово»), что это за книга, —■трудно. На титульном листе есть подзаголовок: «Стихи, рассказы, повести». Но и это пояснение мало что говорит читателю. Чьи стихи, рассказы, повести? И только перелистав 372 стра ницы, читатель прочтёт в петитных строчках оглавления, что это переводы на русский язык произведений писате лей народов Сибири. Во-вторых, читатель законно поставит перед составителем вопрос: почему включена литература алтайцев, хака сов, манси, ханты, тувинцев, бурят, яку тов, эвенков, а нет литературы ненцев (ненцы обитают в Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском и Таймырском на циональных округах), тофаларов, сибир ских коми, обитающих на Оби, литера туры сойотов. Если составитель включил стихи эвенов (ламутов), обитающих на Колыме и Камчатке, то на каком осно вании не была удостоена чести попасть 1 «Пламенное слово». Стихи , рассказы , повести. Новосибирск , 1950 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2