Сибирские огни, 1951, № 2
реальнейшая из реальнейших вещей, даже в их собственной жизни, столь же конкретное, ощутимое и необходимое, как то, что ей исполнится, скажем, тридцать лет» . В повести Кузьмина предстаёт перед нами ещё далёкой в своих поступках и проявлениях от та кой ясности и высоты коммунистическо го сознания, так же как и в целом жизнь этого заводского коллектива представляется нам далёкой от сегод няшней советской действительности. Новшествами выглядят на заводе та кие, например, простые и обычные всю ду вещи, как стенгазета, производст венные бюллетени-молнии, которые по являются здесь благодаря талантам и инициативе жены всё того же Заводее- ва, художницы-любительницы. Автор, между прочим, непомерно много места в повести уделяет этому, совсем ненуж ному в произведении образу, приторно расписывая переживания художницы, поиски ею применения в жизни своего таланта... Излишне раздута в начале повести и малоубедительно, торопливо «разреше на» в конце произведения одна из ос новных сюжетных линий — история ин женера Шаманова. Шаманов, став техруком завода, из стремления быстро реабилитировать себя в глазах област ного начальства, «вернуться победите лем» в областной центр, начинает са монадеянно, в отрыве от коллектива и даже от директора завода, эксперимен тировать на производстве, насаждать свои, недостаточно технически обосно ванные, но внешне эффектные техноло гические режимы. Его «новаторские» эксперименты легко вводят в заблужде ние многих на заводе, в том числе и Женю Кузьмину и Безродных — непо средственных помощников и исполните лей шамановских нововведений на про изводстве. Создаётся видимость успеха — небывалый рост выпуска продукции. Шаманов сознательно идет на увеличе ние количественных показателей выпу ска кирпича за счёт снижения качества продукции, заваливает склады завода бракованным кирпичом. Коллектив завода в этом разбирается с огромным запозданием, да и то слу чайно: негодность кирпича обнаружи вается на стройке Дома культуры, раскрывается вредительский акт со сто роны проходимца и чужака Чаева, ко торого, кстати сказать, автор расписал со всей скрупулёзностью, усердно ко паясь в этой чёрной мещанской ду шонке. Развернув во всей неприглядности образ холодного себялюбца, карьериста Шаманова, подробно показав его, по сути, преступные, антигосударственные деяния, автор затем очень быстро и бездоказательно завершает «передел ку», «перерождение» этого героя. Изо бличительная линия в отношении Ша манова проведена в повести явно силь нее, убедительнее, чем последующие положительное становление и развитие этого образа. Шаманов невероятно бы стро «осознаёт» своё преступление, всю неприглядность своего отношения к жизни и людям и уже вскоре после тя жёлого провала его «экспериментов» на производстве приходит к заключе нию, что для него наступила пора... вступать в партию! А заводские ком мунисты Кузьмина, Лычев всерьёз рассуждают о близкой возможности, этого... В чём же основная причина, коренв- явной неудачи Вл. Муравьёва? Нам могут возразить, что где-то к Сибири был и может быть ещё суще ствует такой отстающий от времен» «маленький город». Могут сказать, что» некоторые черты и явления отсталости, пережитков прошлого, запечатлённые е ; повести, имеют своё место и значение- и для сегодняшней советской действи тельности. Наконец, могут сказать, что' и сегодня ещё есть в жизни и Шамано вы, и пряхины, и ракитины, замедлен но приобщающиеся к большой и яркой советской жизни. Словом, могут ска зать, что повести Вл. Муравьёва нельзя отказать в известной правдивости изо бражений жизни. На всё это можно дать лишь один- ответ: если в повести Вл. Муравьёва; и есть какая-либо правда, то это* ч а с т н а я и в ч е р а ш н я я правда. Механически перенесённая в настоящее- время, на фоне сегодняшнего дня на шей советской действительности, она, эта маленькая правда, становится боль шой н е п р а в д о й , вредным анахро низмом. В этом и состоит, на наш взгляд; ос новная идейная ошибка, серьёзная художественная неудача Вл. Муравьё ва. Приходится пожалеть, что первая* книга способного молодого писателя* вышла с такими крупными изъянами,, недостатками, мимо которых, казалось, бы, никак не могли пройти и издатель ство, и литературная среда, в которой; вращается Владимир Муравьёв. А. СМОРОДИН „
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2