Сибирские огни, 1951, № 2

иии, полный впечатлениями пережито­ го, он идёт по знакомым с детства ули­ цам, где уже начинается будничный день городка. И вот, при взгляде на эту привычную картину мрачнеет Раки- гин, блёкнет настроение молодого влюб­ лённого, мысли его принимают мрачное направление. Ракитин, повидимому, не в первый раз думает о том, что здесь, в этом родном для него городке не мо­ жет быть ничего хорошего — ни боль­ шой, радостной, настоящей любви, ни широкой и яркой жизни, дающей воз­ можность человеку проявить всю силу и большие чувства молодой души. , «В самом деле, — размышляет Р а ­ китин, — не жить же в этом малень­ ком городишке, где ни одного гиганта пет, где по-настоящему и развернуться негде. Об успехах послевоенной пяти­ летки только приходится в газетах чи­ тать...» «И это называется городом, — с возмущением подумал Ракитин. — На улице трава растёт, коровы ходят, да­ же человеку прохода нет...». Словом, как давно знакомые нам че­ ховские провинциальные герои, этот молодой представитель жителей городка переживает разлад свой с жизнью, остро неудовлетворён и собственным существованием и образом жизни окру­ жающей его среды. Как чеховские «три сестры» , он живёт мечтой даже не о Москве, а хотя бы об Иркутске, где, по его мнению, только и возможно че­ ловеку по-настоящему жить, работать, любить... Разумеется, мы не собираемся утвер­ ждать, что совершенно невозможны в наши дни среди какой-то части моло­ дых людей подобные настроения, тем более, что автор дальше, правда, недо­ статочно глубоко, показывает, как Ра­ китин постепенно преодолевает в себе эти настроения и находит своё место в жизни. Но является ли этот конфликт героя с действительностью характерным именно для сегодняшнего времени и для сегодняшней молодёжи хотя бы и в са­ мых глухих уголках нашей действитель­ ности, может ли этот конфликт служить завязкой произведения о теперешнем дне нашей жизни? Очевидно, что тут автору явно изменяет чувство времени, конфликт этот он .заимствует из вче­ рашнего дня. Далее мы знакомимся с одним из ос­ новных персонажей повести — моло­ дым инженером Шамановым, только что приехавшим сюда из областного центра и назначенным техноруком кирпичного завода. Автор характеризует Шаманова как индивидуалиста, одержимого често­ любием, высокомерием в отношениях с людьми. В результате провала его про­ екта на крупном предприятии в област­ ном центре Шаманов снижен по служ­ бе и «сослан», как он сам думает об этом, на исправление «в эту дыру» — в маленький город. Шаманов считает себя новатором в жизни, а окружающих сто людей «консерваторами», тем бо­ лее в этом «заштатном городишке». Он полон «столичного» презрения к жизни городка и его людям. Словом, перед нами ещё один образ человека, остро неудовлетворённого жизнью и окружаю­ щей средой. Надо сказать, что жизнь маленького города в том виде, как её изображает Вл. Муравьёв, действительно даёт поч­ ву для неудовлетворённости. Городок этот зарос мхом провинциального по­ коя, почти лишён какой-либо обществен­ ной жизни, его будто и не коснулось, например, такое время, как Великая Отечественная война. До смены секретаря райкома партии, происшедшей недавно, в городе как будто не было и настоящего партийно­ го руководства, партийная жизнь и ра­ бота находились в крайне запущенном состоянии. «Старый секретарь Федя Загорный был дружок. Покричать, бы­ вало, покричит, а потом вечерком со­ берутся вместе, вспомнят старинку. Споют, выпьют по маленькой... Сняли Федю. Говорят, председателем колхоза в соседнем районе работает», —■ так характеризует прежнее партийное руко­ водство один из видных горожан, ста­ рый коммунист-хозяйственник Лычев. Новый секретарь райкома партии За- водеев, по характеристике автора, куль­ турный, многознающий и энергичный партийный работник, появившийся здесь, выглядит даже и среди передовых пред­ ставителей населения городка прямо- таки пришельцем из другого мира, дея­ телем совершенно иного склада, далеко ушедшим вперёд от замшелых провин­ циалов. Удивительное политическое не­ вежество и отсталость обнаруживает в первом разговоре с новым секретарём райкома бессменный председатель го­ родского Совета Семён Фёдорович Пряхин — исконный житель этих мест, активный участник гражданской войны, уважаемый всеми горожанами «отец города». Заводеев «разъясняет» Пря- хину текущий момент жизни, произно­ сит перед ошеломлённым Пряхиным за­ жигательную декларацию, призывая его «думать, мечтать, чёрт возьми, искать и дерзать» , а также и «стихи почиты­ вать», чем Пряхин давным-давно пере­ стал заниматься. Заводеев поучает Пряхина: «Нужно смотреть на наш го­ род не с высоты своего председатель­ ского кресла, а минимум с высоты по­ лёта стратоплана (!!), чтобы видеть са­ мые далёкие горизонты, чтобы всю страну нашу видеть...». Стоило Заводееву преподать эти от­ кровения дремучему «отцу города», как последний тотчас преображается, в со­ знании его происходит разительный пе­ реворот. Пряхин развёртывает кипу­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2