Сибирские огни, 1951, № 2
иии, полный впечатлениями пережито го, он идёт по знакомым с детства ули цам, где уже начинается будничный день городка. И вот, при взгляде на эту привычную картину мрачнеет Раки- гин, блёкнет настроение молодого влюб лённого, мысли его принимают мрачное направление. Ракитин, повидимому, не в первый раз думает о том, что здесь, в этом родном для него городке не мо жет быть ничего хорошего — ни боль шой, радостной, настоящей любви, ни широкой и яркой жизни, дающей воз можность человеку проявить всю силу и большие чувства молодой души. , «В самом деле, — размышляет Р а китин, — не жить же в этом малень ком городишке, где ни одного гиганта пет, где по-настоящему и развернуться негде. Об успехах послевоенной пяти летки только приходится в газетах чи тать...» «И это называется городом, — с возмущением подумал Ракитин. — На улице трава растёт, коровы ходят, да же человеку прохода нет...». Словом, как давно знакомые нам че ховские провинциальные герои, этот молодой представитель жителей городка переживает разлад свой с жизнью, остро неудовлетворён и собственным существованием и образом жизни окру жающей его среды. Как чеховские «три сестры» , он живёт мечтой даже не о Москве, а хотя бы об Иркутске, где, по его мнению, только и возможно че ловеку по-настоящему жить, работать, любить... Разумеется, мы не собираемся утвер ждать, что совершенно невозможны в наши дни среди какой-то части моло дых людей подобные настроения, тем более, что автор дальше, правда, недо статочно глубоко, показывает, как Ра китин постепенно преодолевает в себе эти настроения и находит своё место в жизни. Но является ли этот конфликт героя с действительностью характерным именно для сегодняшнего времени и для сегодняшней молодёжи хотя бы и в са мых глухих уголках нашей действитель ности, может ли этот конфликт служить завязкой произведения о теперешнем дне нашей жизни? Очевидно, что тут автору явно изменяет чувство времени, конфликт этот он .заимствует из вче рашнего дня. Далее мы знакомимся с одним из ос новных персонажей повести — моло дым инженером Шамановым, только что приехавшим сюда из областного центра и назначенным техноруком кирпичного завода. Автор характеризует Шаманова как индивидуалиста, одержимого често любием, высокомерием в отношениях с людьми. В результате провала его про екта на крупном предприятии в област ном центре Шаманов снижен по служ бе и «сослан», как он сам думает об этом, на исправление «в эту дыру» — в маленький город. Шаманов считает себя новатором в жизни, а окружающих сто людей «консерваторами», тем бо лее в этом «заштатном городишке». Он полон «столичного» презрения к жизни городка и его людям. Словом, перед нами ещё один образ человека, остро неудовлетворённого жизнью и окружаю щей средой. Надо сказать, что жизнь маленького города в том виде, как её изображает Вл. Муравьёв, действительно даёт поч ву для неудовлетворённости. Городок этот зарос мхом провинциального по коя, почти лишён какой-либо обществен ной жизни, его будто и не коснулось, например, такое время, как Великая Отечественная война. До смены секретаря райкома партии, происшедшей недавно, в городе как будто не было и настоящего партийно го руководства, партийная жизнь и ра бота находились в крайне запущенном состоянии. «Старый секретарь Федя Загорный был дружок. Покричать, бы вало, покричит, а потом вечерком со берутся вместе, вспомнят старинку. Споют, выпьют по маленькой... Сняли Федю. Говорят, председателем колхоза в соседнем районе работает», —■ так характеризует прежнее партийное руко водство один из видных горожан, ста рый коммунист-хозяйственник Лычев. Новый секретарь райкома партии За- водеев, по характеристике автора, куль турный, многознающий и энергичный партийный работник, появившийся здесь, выглядит даже и среди передовых пред ставителей населения городка прямо- таки пришельцем из другого мира, дея телем совершенно иного склада, далеко ушедшим вперёд от замшелых провин циалов. Удивительное политическое не вежество и отсталость обнаруживает в первом разговоре с новым секретарём райкома бессменный председатель го родского Совета Семён Фёдорович Пряхин — исконный житель этих мест, активный участник гражданской войны, уважаемый всеми горожанами «отец города». Заводеев «разъясняет» Пря- хину текущий момент жизни, произно сит перед ошеломлённым Пряхиным за жигательную декларацию, призывая его «думать, мечтать, чёрт возьми, искать и дерзать» , а также и «стихи почиты вать», чем Пряхин давным-давно пере стал заниматься. Заводеев поучает Пряхина: «Нужно смотреть на наш го род не с высоты своего председатель ского кресла, а минимум с высоты по лёта стратоплана (!!), чтобы видеть са мые далёкие горизонты, чтобы всю страну нашу видеть...». Стоило Заводееву преподать эти от кровения дремучему «отцу города», как последний тотчас преображается, в со знании его происходит разительный пе реворот. Пряхин развёртывает кипу
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2