Сибирские огни, 1951, № 2
рассказ мотив, совершенно не вытекаю щий из обстановки. Автор «заставляет» основного героя рассказа выполнять прямое служебное дело геолога — по иски месторождения золота — в поряд ке особого «партийного поручения», ко торое ни с того, ни с сего даёт этому геологу-коммунисту парторг экспедиции. Автору кажется, повидимому, что таким «поворотом» сюжета рассказу будет придана большая идейная значитель ность. И вот герой отправляется выпол нять это поручение, не имея сколько- нибудь прочных предпосылок о место нахождении золота, на первых же ша гах поисков теряет коня, продовольст вие, попадает в положение, угрожающее ему гибелью. Читателю становится яс ным, что этот совершенно беспомощ ный, одинокий в тайге человек не смо жет выполнить «партийного поруче ния» , да и здравый смысл должен бы подсказать это и самому герою, — его самого нужно спасать. Невольно с B03j мущением думаешь о парторге, который неизвестно для чего и почему обрёк коммуниста на такие злоключения. А герой, по воле автора, но вопреки здра вому смыслу решает лучше погибнуть, чем не выполнить «поручения» парт орга. Терзаясь мыслями о невыполне нии «партийного поручения», он гото вится к смерти. Но тут его спасают то варищи, вышедшие во главе с партор гом по его следам и, попутно, случай но наткнувшиеся на месторождение зо лота, к которому с такими мучениями безуспешно стремился герой. Развязка рассказа лишь подчёркивает бессмыс ленность всей истории с партийным по ручением, искусственность этого сюжет ного приёма, построенного автором «на песке»... Рассказы Вл. Муравьёва, как будто значительные по тематике и замыслам, касающиеся важных сторон и явлений жизни советского человека, оставляют,- однако, впечатление старательного, но малоубедительного, натянутого олитера- туривания жизни, живых героев нашей действительности. По сравнению с рассказами, повесть «В маленьком городе» выглядит в ху дожественном отношении произведени ем более зрелым, обнаруживает творче ские способности и возможности автора. Здесь уже видно умение автора лепить образы, характеры людей, рисовать бо лее выразительными средствами карти ны жизни. Богаче, чем в рассказах, язык повести, разнообразней приёмьг литературного выражения. На первых же страницах повести nej ред нами живо возникает нарисованный сочными красками облик маленького си бирского городка, с его тихими^ зелёны ми улочками, мирным и спокойным те чением его жизни. Живо предстают пе ред читателем и запоминаются многие из выведенных в повести фигур, напри мер, старожилов этого городка Пряхи- на, Лычева, молодых горожан Лёни Ра- китина, Жени Кузьминой и других, остро обличительно нарисованные фи гуры обывателей, вроде мещанина —- чужака Чаева и его старорежимной ма маши. Повесть начинаешь читать с большим интересом, радуясь живости и естественности повествования. Но по мере знакомства с жизнью и людьми, изображаемыми в повести, чи тателя всё больше охватывает тягостное недоумение: о каком времени нашей, жизни повествует автор? Уже на первых страницах он пред уведомляет читателя, что речь идёт о* жизни и людях маленького города в дни послевоенной пятилетки, указыва ются некоторые общие признаки и чер ты именно сегодняшнего времени. Когда же всё полнее предстаёт перед, нами картина жизненного уклада, быта «маленького города» и полнее вырисо вываются его люди, — у читателя скла дывается впечатление, что речь идёт о каком-то уже отдалённом, прошедшем периоде нащей советской жизни, ска жем, о подступах к первой пятилетке или о начале 30-х годов, когда и в са мых глухих углах страны происходила, решительная ломка старого жизненного уклада, переустройство жизни на социа листический лад. Кажется, что именно* такой период жизни и показывает Вл. Муравьёв в своём «маленьком го роде» , но выдаёт эту, оставшуюся уже позади картину жизни за сегодняшний" день. Создаётся впечатление, что по весть написана давным-давно, на мате риалы минувшего времени, о людях: вчерашнего дня, но автор взял да про извольно и изменил в своём произведе нии хронологию, ввёл в старый жизнен ный материал, запечатленный в пове сти, некоторые общие приметы сегод няшней нашей жизни, чтобы «осовре менить» своё повествование. «Сейчас нет у нас «медвежьих» уг лов, сейчас каждый уголок нашей стра ны думает: он — частица Москвы»,— так говорил М. И. Калинин, определяя характерные черты нашего времени в приложении к жизни в самых отдалён ных углах Родины. В повести «В маленьком городе» уже на первых страницах мы видим обрат ное: замкнутость, оторванность этого городка от жизни страны и типичные для старой провинции настроения неко торой части его жителей. В первой главе повести рассказы вается о том, как ранним весенним ут ром Лёня Ракитин — молодой механик местного кирпичного завода — возвра щается домой после «первого поцелуя» и объяснения с любимой девушкой (до черью директора этого завода). В са мом радужном, приподнятом настрое-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2