Сибирские огни, 1951, № 2

рассказ мотив, совершенно не вытекаю­ щий из обстановки. Автор «заставляет» основного героя рассказа выполнять прямое служебное дело геолога — по­ иски месторождения золота — в поряд­ ке особого «партийного поручения», ко­ торое ни с того, ни с сего даёт этому геологу-коммунисту парторг экспедиции. Автору кажется, повидимому, что таким «поворотом» сюжета рассказу будет придана большая идейная значитель­ ность. И вот герой отправляется выпол­ нять это поручение, не имея сколько- нибудь прочных предпосылок о место­ нахождении золота, на первых же ша­ гах поисков теряет коня, продовольст­ вие, попадает в положение, угрожающее ему гибелью. Читателю становится яс­ ным, что этот совершенно беспомощ­ ный, одинокий в тайге человек не смо­ жет выполнить «партийного поруче­ ния» , да и здравый смысл должен бы подсказать это и самому герою, — его самого нужно спасать. Невольно с B03j мущением думаешь о парторге, который неизвестно для чего и почему обрёк коммуниста на такие злоключения. А герой, по воле автора, но вопреки здра­ вому смыслу решает лучше погибнуть, чем не выполнить «поручения» парт­ орга. Терзаясь мыслями о невыполне­ нии «партийного поручения», он гото­ вится к смерти. Но тут его спасают то­ варищи, вышедшие во главе с партор­ гом по его следам и, попутно, случай­ но наткнувшиеся на месторождение зо­ лота, к которому с такими мучениями безуспешно стремился герой. Развязка рассказа лишь подчёркивает бессмыс­ ленность всей истории с партийным по­ ручением, искусственность этого сюжет­ ного приёма, построенного автором «на песке»... Рассказы Вл. Муравьёва, как будто значительные по тематике и замыслам, касающиеся важных сторон и явлений жизни советского человека, оставляют,- однако, впечатление старательного, но малоубедительного, натянутого олитера- туривания жизни, живых героев нашей действительности. По сравнению с рассказами, повесть «В маленьком городе» выглядит в ху­ дожественном отношении произведени­ ем более зрелым, обнаруживает творче­ ские способности и возможности автора. Здесь уже видно умение автора лепить образы, характеры людей, рисовать бо­ лее выразительными средствами карти­ ны жизни. Богаче, чем в рассказах, язык повести, разнообразней приёмьг литературного выражения. На первых же страницах повести nej ред нами живо возникает нарисованный сочными красками облик маленького си­ бирского городка, с его тихими^ зелёны­ ми улочками, мирным и спокойным те­ чением его жизни. Живо предстают пе­ ред читателем и запоминаются многие из выведенных в повести фигур, напри­ мер, старожилов этого городка Пряхи- на, Лычева, молодых горожан Лёни Ра- китина, Жени Кузьминой и других, остро обличительно нарисованные фи­ гуры обывателей, вроде мещанина —- чужака Чаева и его старорежимной ма­ маши. Повесть начинаешь читать с большим интересом, радуясь живости и естественности повествования. Но по мере знакомства с жизнью и людьми, изображаемыми в повести, чи­ тателя всё больше охватывает тягостное недоумение: о каком времени нашей, жизни повествует автор? Уже на первых страницах он пред­ уведомляет читателя, что речь идёт о* жизни и людях маленького города в дни послевоенной пятилетки, указыва­ ются некоторые общие признаки и чер­ ты именно сегодняшнего времени. Когда же всё полнее предстаёт перед, нами картина жизненного уклада, быта «маленького города» и полнее вырисо­ вываются его люди, — у читателя скла­ дывается впечатление, что речь идёт о каком-то уже отдалённом, прошедшем периоде нащей советской жизни, ска­ жем, о подступах к первой пятилетке или о начале 30-х годов, когда и в са­ мых глухих углах страны происходила, решительная ломка старого жизненного уклада, переустройство жизни на социа­ листический лад. Кажется, что именно* такой период жизни и показывает Вл. Муравьёв в своём «маленьком го­ роде» , но выдаёт эту, оставшуюся уже позади картину жизни за сегодняшний" день. Создаётся впечатление, что по­ весть написана давным-давно, на мате­ риалы минувшего времени, о людях: вчерашнего дня, но автор взял да про­ извольно и изменил в своём произведе­ нии хронологию, ввёл в старый жизнен­ ный материал, запечатленный в пове­ сти, некоторые общие приметы сегод­ няшней нашей жизни, чтобы «осовре­ менить» своё повествование. «Сейчас нет у нас «медвежьих» уг­ лов, сейчас каждый уголок нашей стра­ ны думает: он — частица Москвы»,— так говорил М. И. Калинин, определяя характерные черты нашего времени в приложении к жизни в самых отдалён­ ных углах Родины. В повести «В маленьком городе» уже на первых страницах мы видим обрат­ ное: замкнутость, оторванность этого городка от жизни страны и типичные для старой провинции настроения неко­ торой части его жителей. В первой главе повести рассказы­ вается о том, как ранним весенним ут­ ром Лёня Ракитин — молодой механик местного кирпичного завода — возвра­ щается домой после «первого поцелуя» и объяснения с любимой девушкой (до­ черью директора этого завода). В са­ мом радужном, приподнятом настрое-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2