Сибирские огни, 1951, № 2
59В м ален ьк ом город е 66 Иод таким названием вышла в Ир кутске первая книга прозы Вл. Му равьёва1, включающая повесть и три небольших рассказа. О рассказах, пожалуй, мало что мож но сказать. Написанные литературно достаточно гладко, они, однако, не оставляют сильного и свежего впечат ления, потому, что на них лежит печать искусственности, торопливого олитера- туривания материала. Вот рассказ «День рождения», заклю чающий книгу. Токарь механического цеха одного завода Николай Василье вич, после хорошо отработанной смены, дома готовится отпраздновать день своего рождения. Жена посылает его в магазин купить пару бутылок вина. По дороге в магазин Николая Васильевича вдруг осеняет рационализаторская мысль, мгновенно в его голове созрева ет проект усовершенствования токарно го станка, сулящий большой производ ственный эффект. Николай Васильевич стремглав мчится в цех, там вместе со своим сменщиком немедля производит задуманную перестановку в станке, по зволившую в эту же смену выполнить норму на 500 процентов. Возвратив шись домой, именинник торжественно объявляет заждавшимся его гостям: «Поверьте, товарищи, что рожде ни е— очень хлопотливая вещь, а сегод ня родился человек, который даёт пять сот процентов, и клянусь вам, друзья мои, что такой день рождения будет ещё не один раз в этом году!..» Думается, что по тону и смыслу этой, завершающей рассказ тирады героя чи татель сам может почувствовать, какой напыщенной фальшью и надуман ностью веет от всего, взятого как буд то из нашей жизни, но на скорую руку литературно «обработанного» сюжета, вернее сюжетной схемки, далёкой от жизненного правдоподобия. Живее и полнее намечен образ героя в другом рассказе, носящем несколько претенциозное название — «Сердце Ан тона Антоновича». Рассказчик, отправ ляясь по Ангаре в служебную команди ровку, слышит вокруг себя разговоры о каком-то Антоне Антоновиче, как о не обыкновенном человеке, оказывающем влияние па судьбы многих людей, ре шающем вопросы жизни целой округи. Оказывается, что и все плывущие с рас сказчиком на катере люди, начиная с капитана судна, кончая любым из пас сажиров, чем-либо обязаны Антону Ан тоновичу, так или иначе связаны с ним, и все превозносят его достоинства. 1 В л а д и м и р М у р а в ь ё в . «В малень ком городе». Ирк. обл. изд-во, 1950 г. Заинтриговав таким образом читате ля необычайной личностью Антона Ан тоновича, автор затем устраивает оч ную ставку с этим героем. Антон- Антонович оказывается бакенщиком на одном участке ангарского фарватера и депутатом местного Совета. Действи тельно, это хороший советский человек, бывший фронтовик, активный комму нист-общественник, умеющий сочетать труд на своём скромном участке с об щественной деятельностью, которая и снискала ему такое уважение и попу лярность среди окружающих. Перед нами как будто верно и инте ресно задуманный образ одного из со ветских людей, встречающихся в жизни на каждом шагу, — образ простого и скромного человека, ньи повседневные дела и стремления, направленные на. общее благо, проникнутые большой лю бовью к людям, к Родине, обретают вы сокое общественное значение. И. мы. готовы вместе с рассказчиком и его' спутниками разделить чувства симпатии и уважения, какие вызывает к себе Ан тон Антонович. Но автору этого мало. Уже и встретившись с Антоном Анто новичем и убедив нас в том, что это* обыкновенный советский человек, ак тивный строитель жизни, автор однако продолжает рассказ о нём в условно приподнятом, восторженном тоне, за ставляет и самого героя говорить о се бе и своих делах высокопарно, много значительно. Автор настойчиво подчёр кивает исключительность Антона Анто новича, утверждает, что у Антона Ан тоновича особое «сердце», чем герой и выделяется из окружающих. Рассказ чик патетически заключает рассказ уве рением, что Антон Антонович «побы вал сердцем» в коммунизме, «сердцем живёт» уже в коммунизме. Ради этого откровения автору и понадобилось яв ное преувеличение роли героя в жизни окружающих его людей, нажим на исключительность героя. Для этого он и взгромоздил простого, хорошего чело века на ходули, типические черты под менил условным литературным лоском. И снова живой, жизненный образ обер нулся бледной схемой. Как в разобранных выше рассказах, есть, несомненно, жизненные начала и в рассказе «Партийное поручение» — о геолого-разведчиках, работающих в ма лоисследованном таёжном районе. По» началу видишь в этом рассказе и обста новку, и людей, веришь в правдоподо бие изображаемого автором. Но вот ав тор решает поэффектней «повернуть» на очень свежий «геолого-разведочный» сюжет, придать некоторую новизну его- решению — и вводит искусственно в.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2