Сибирские огни, 1951, № 2

справедливо в отношении нашего совет­ ского учителя. Нам кажется, что слишком легко два мальчика, пусть старшеклассники, пре­ одолевают мощные и страшные пороги Чуны. Вызывают сомнения и некоторые приключения, например, поимка малень­ кого лосёнка, история с мамонтовым клыком, за который был принят корень дерева, и кое-что ещё. Мы разделяем мнение В. Соколовой ^(«Сибирские огни» № 6 за 1950 г., «Заметки о герое детской литературы») о том, что герои повести идеализирова­ ны, противопоставлены взрослым, кото­ рые часто даются шаржированно. Это, конечно, умаляет воспитательное значе­ ние повести. Жаль что далеко не все географиче­ ские явления, описываемые в книге, на­ шли здесь объяснение и, прежде всего, сами пороги. Как просто монйю было объяснить их происхождение! Но Даже и при этих недостатках «По Чунским порогам» представляет собой интересную географическую повесть, ко­ торая расширяет знания о Сибири, бу­ дит интерес к туризму — неоценимому спорту, особенно в нашей огромной и быстро меняющей свой лик стране. Мы уже упоминали о том, что гео­ графические книги о Сибири очень не­ равномерно освещают её территорию. Особенно повезло, как видно и по разо­ бранным здесь произведениям, Саянам. Но до сих пор нет ни одной научно­ художественной книжки, посвящённой Западной Сибири. Так, например, даже Алтаю, который является исключитель­ но благодарной темой, посвящена за по­ следнее время только одна повесть А. Коптелова «Снежный пик». Она из­ дана уже несколькими тиражами, так как очень охотно читается, особенно мо­ лодёжью. Почин издания географических книг о Сибири сделан. И, как мы видим, сде­ лан он не только в Москве, но и в си­ бирских издательствах. Однако изло­ женное выше показывает, что ни коли­ чественно, ни качественно издание гео­ графических книг о Сибири не вполне соответствует требованиям нашего вре­ мени. В своей статье «Наука, литература и жизнь» лауреат Сталинской премии Н. Михайлов пишет: «Чем ближе мы подходим н> коммунизму, тем большее шаЧение приобретает наука в жизни на­ шего общества, тем успешнее должна развиваться научно-художественная ли­ тература» . Перед нашими издательствами, писа­ телями, учёными и всей обществен­ ностью стоит почётная задача попу­ ляризации географических знаний о Си­ бири. Порукой тому, что мы можем дать много географических книг о Сибири и, в частности, о Западной Сибири, служит тот огромный научный материал, ко­ торый является результатом широ­ кого разворота разносторонних науч­ ных исследований Сибири в советский период. Какое большое количество отчётов, записок, дневников лежат не использо­ ванными в научно-исследовательских ин­ ститутах, различных учреждениях, в личных архивах учёных. Очень ценно участие самих учёных в создании научно-художественной литера­ туры. Прекрасным примером этого являют­ ся произведения старейшего нашего гео­ лога и географа В. А. Обручева. Вспомните его книги «Мои путешествия по Сибири», «По горам и пустыням Средней Азии» и другие. Исследова­ тель должен помнить, что он работает для народа, что он должен передать на­ роду' всё то новое, что узнаёт за время своих путешествий и исследований. Хочется напомнить не устаревшее до сих пор указание нашего славного путе­ шественника контрадмирала Крузен­ штерна из добавлений к инструкции, со­ ставленной для знаменитой кругосветной экспедиции Беллингегаузена и Лаза­ рева: «...не оставляйте без замечания ни­ чего, что случится вам увидеть, не толь­ ко относящегося к морскому искусству, но и вообще служащего к распростране­ нию познаний человеческих во всех частях. Старайтесь записывать всё, дабы сообщить сие будущим читателям путе­ шествия вашего». Эту прекрасную традицию ведения тщательных и разносторонних дневни­ ков и дальнейшую их обработку для пе­ чати поддерживали всегда русские ис­ следователи. Яркие описания своих пу­ тешествий оставили Пржевальский, Коз­ лов, Потанин, Сапожников и многие дру­ гие. Мы сейчас переиздаём их работы. Но эти произведения, по которым учи­ лись поколения географов, сейчас во многом устарели, их пора дополнить новыми, которые по качеству своего со­ держания и изложения были бы со­ звучны нашей замечательной эпохе. Е. ОРЛОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2