Сибирские огни, 1951, № 2
Но, кроме того, читатель узнаёт мно го о характере горных порожистых рек, о рельефе той части Восточной Сибири, по которой течёт Уда и Чуна, о лесах, лугах, болотах и зыбунах на них, он знакомится с таёжными птицами и зве рями. Часто встречаются яркие описания природы, дающие ясное и правильное представление о ней. Так, на странице 68-й мы читаем описание порога: «Порог Тюменец узкий, но слив воды у пего настолько крутой, что с полным правом он может быть назван водопа дом. И вообще он очень красив. Его окружает дремучий хвойный лес. Тём- ный-тёмный, с космами серого мха на ветвях. Перед порогом, остановленная грядой камней, Чуня разлилась, как круглое озеро, и посреди него возвы сился поросший красноталом остров. Берега завалены огромными глыбами чёрного гранита. Дико!» С. Сартаков не ограничивается внеш ним описанием географического явле ния, он старается объяснить йричины, вызвавшие его. Так, на странице 76 он пишет: «Итти было не трудно. На удивле ние, в бору почти не встречались ва лежник и бурелом. Позже специалисты нам объяснили это удачным сочетанием трёх факторов: не перестойный, здоро вый молодой лес; сухая и в то нее вре мя достаточно плотная почва, в кото рой хорошо укрепляется корневая систе ма, и, наконец, гора, вставшая заслоном на пути господствующих ветров». Здесь хорошо показаны взаимная связь и взаимодействие природных яв лений, которые не случайны, законо мерны. Одним из достоинств произведения Сартакова является то, что природа в нём даётся не объективистически: она не оторвана от человека Человек её использует и, используя, изменяет. «Сразу за Кондратьевой нас снова окружили леса. Бескрайные массивы ценнейшей породы сосны. Все лучшие сорта сырья для приенисейских север ных лесозаводов заготовляются здесь: в бассейне реки Ангары и её притоков Чуны и Оны. Сотни тысяч кубометров ежегодно. Запасы же древостоя неисся каемы. Здесь можно заготовить миллио ны кубометров...». «...Лесопункт находится в самом сердце Чунской тайги, однако он бли же к магистрали, чем многие верхние деревни, — здесь есть отличная радио связь! Мало того, — мощная электро станция и даже постоянное кино. В красном уголке мы с удовольствием сыграли в шахматы, трижды оставив в проигрыше начальника гаража. И с ещё большим удовольствием посла ли через радиостанцию огромные теле граммы! Лесовозные дороги, как по линейке, f нескольких направлениях широкими полосами расчерчивали тайгу... Вдоль берега реки владения лесо пункта протянулись на двадцать—трид цать километров. Какая это неощутимо малая величина в тайге, простирающей ся на тысячи километров в любом на правлении! Сколько ещё нетронутых богатств! Сколько сокровищ тайги ждёт руки'человека! Но радостно, что первый шаг в Чунскую тайгу промышленность уже сделала. Да какая промышлен ность: оснащённая по самому последне му слову техники». "И богатая Чуна, богатая Сибирь, богатая наша Родина встают перед нами! Познавательные впечатления переме жаются в повести с туристскими при ключениями, и у читателя «дух захва тывает» вместе с путешественниками, когда их лодочка падает вместе с водой порога и бьётся в пене меж камней и скал. Так как ребята всё время сорев нуются в знаниях, сообразительности, наблюдательности, между ' ними часто возникают забавные препирательства, которые не раз заставляют посмеяться читателя. Часто такие диалоги имеют и глубоко воспитательный смысл. Вот, например, как зкиво, без тени наигран ной назидательности выражено чувство глубокого патриотизма: После одного из поворотов на Чуне «...в излучине раскрылось узкое ущелье, изрезанное поперечными рас падками, скрытыми в тёмных зеленях пихтача, а внизу, у подножья утёсов, склонившиеся к воде, кудрявой каймой протянулись пышные черемухи... — Швейцария! — в восторге восклик нул Миша. — Шотландия! — отпарировал я. — Слишком тепло для Шотландии. — Слишком холодно для ШвейцарииГ — Шотландия более сурова... — Швейцария мягче. Мы пристально посмотрели друг на друга. — Сибирь! —• сказали в один голос и с гордостью повторили: — Сибирь! На ша, родная...». Конечно, автора книжки можно упрек нуть кое в чём. Несколько удивляет завязка повести. Почему школьникам нужно было для выбора места и цели экспедиции обращаться в спортивный журнал? Неужели учителя школы не заметили таких способных ребят, их ин тереса к- географии, их стремления к путешествиям. Тем более, что по всему ходу повествования чувствуется, что к поездке была проведена тщательная подготовка: изучены и изготовлены кар ты, прочитано много книг, проштудиро ваны справочники. А учителя в сто роне! Это неправдоподобно и просто не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2