Сибирские огни, 1951, № 2

Но, кроме того, читатель узнаёт мно­ го о характере горных порожистых рек, о рельефе той части Восточной Сибири, по которой течёт Уда и Чуна, о лесах, лугах, болотах и зыбунах на них, он знакомится с таёжными птицами и зве­ рями. Часто встречаются яркие описания природы, дающие ясное и правильное представление о ней. Так, на странице 68-й мы читаем описание порога: «Порог Тюменец узкий, но слив воды у пего настолько крутой, что с полным правом он может быть назван водопа­ дом. И вообще он очень красив. Его окружает дремучий хвойный лес. Тём- ный-тёмный, с космами серого мха на ветвях. Перед порогом, остановленная грядой камней, Чуня разлилась, как круглое озеро, и посреди него возвы­ сился поросший красноталом остров. Берега завалены огромными глыбами чёрного гранита. Дико!» С. Сартаков не ограничивается внеш­ ним описанием географического явле­ ния, он старается объяснить йричины, вызвавшие его. Так, на странице 76 он пишет: «Итти было не трудно. На удивле­ ние, в бору почти не встречались ва ­ лежник и бурелом. Позже специалисты нам объяснили это удачным сочетанием трёх факторов: не перестойный, здоро­ вый молодой лес; сухая и в то нее вре­ мя достаточно плотная почва, в кото­ рой хорошо укрепляется корневая систе­ ма, и, наконец, гора, вставшая заслоном на пути господствующих ветров». Здесь хорошо показаны взаимная связь и взаимодействие природных яв­ лений, которые не случайны, законо­ мерны. Одним из достоинств произведения Сартакова является то, что природа в нём даётся не объективистически: она не оторвана от человека Человек её использует и, используя, изменяет. «Сразу за Кондратьевой нас снова окружили леса. Бескрайные массивы ценнейшей породы сосны. Все лучшие сорта сырья для приенисейских север­ ных лесозаводов заготовляются здесь: в бассейне реки Ангары и её притоков Чуны и Оны. Сотни тысяч кубометров ежегодно. Запасы же древостоя неисся­ каемы. Здесь можно заготовить миллио­ ны кубометров...». «...Лесопункт находится в самом сердце Чунской тайги, однако он бли­ же к магистрали, чем многие верхние деревни, — здесь есть отличная радио­ связь! Мало того, — мощная электро­ станция и даже постоянное кино. В красном уголке мы с удовольствием сыграли в шахматы, трижды оставив в проигрыше начальника гаража. И с ещё большим удовольствием посла­ ли через радиостанцию огромные теле­ граммы! Лесовозные дороги, как по линейке, f нескольких направлениях широкими полосами расчерчивали тайгу... Вдоль берега реки владения лесо­ пункта протянулись на двадцать—трид­ цать километров. Какая это неощутимо малая величина в тайге, простирающей­ ся на тысячи километров в любом на­ правлении! Сколько ещё нетронутых богатств! Сколько сокровищ тайги ждёт руки'человека! Но радостно, что первый шаг в Чунскую тайгу промышленность уже сделала. Да какая промышлен­ ность: оснащённая по самому последне­ му слову техники». "И богатая Чуна, богатая Сибирь, богатая наша Родина встают перед нами! Познавательные впечатления переме­ жаются в повести с туристскими при­ ключениями, и у читателя «дух захва­ тывает» вместе с путешественниками, когда их лодочка падает вместе с водой порога и бьётся в пене меж камней и скал. Так как ребята всё время сорев­ нуются в знаниях, сообразительности, наблюдательности, между ' ними часто возникают забавные препирательства, которые не раз заставляют посмеяться читателя. Часто такие диалоги имеют и глубоко воспитательный смысл. Вот, например, как зкиво, без тени наигран­ ной назидательности выражено чувство глубокого патриотизма: После одного из поворотов на Чуне «...в излучине раскрылось узкое ущелье, изрезанное поперечными рас­ падками, скрытыми в тёмных зеленях пихтача, а внизу, у подножья утёсов, склонившиеся к воде, кудрявой каймой протянулись пышные черемухи... — Швейцария! — в восторге восклик­ нул Миша. — Шотландия! — отпарировал я. — Слишком тепло для Шотландии. — Слишком холодно для ШвейцарииГ — Шотландия более сурова... — Швейцария мягче. Мы пристально посмотрели друг на друга. — Сибирь! —• сказали в один голос и с гордостью повторили: — Сибирь! На­ ша, родная...». Конечно, автора книжки можно упрек­ нуть кое в чём. Несколько удивляет завязка повести. Почему школьникам нужно было для выбора места и цели экспедиции обращаться в спортивный журнал? Неужели учителя школы не заметили таких способных ребят, их ин­ тереса к- географии, их стремления к путешествиям. Тем более, что по всему ходу повествования чувствуется, что к поездке была проведена тщательная подготовка: изучены и изготовлены кар­ ты, прочитано много книг, проштудиро­ ваны справочники. А учителя в сто­ роне! Это неправдоподобно и просто не­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2