Сибирские огни, 1951, № 2

К р и т и к а и б и б Г е о гр аф и ч е с к а я тем а в н х уд о ж е ствен н о й л и те р а тур Советский народ с огромным подъ­ емом выполняет Сталинский план пре­ образования природы, возводит гигант­ ские плотины, проводит тысячекиломет­ ровые реки, изменяет степи и пустыни. И эта грандиозная творческая работа пробуждает у широких масс населения всё больший и больший интерес к на­ укам, дающим представление о природе пашей огромной и исключительно бога­ той родины. Одной из наук, всё более возбуждаю­ щей этот интерес, является география. С самого начала советской власти на­ ше правительство, товарищи Ленин и Сталин всемерно заботились о развитии и популяризации этой науки. Так, тов. Ленин сам давал указания по поводу составления первого географического атласа. Постановление о преподавании географии, изданное в 1934 году, подписано товарищем Сталиным. В 1949 и в 1950 гг. ряд географических работ: морской атлас, гипсометрическая карта СССР, учебники по географии и популярные географические книги удо­ стоены Сталинской премии. В целях популяризации среди широ­ ких масс населения географических зна­ ний создано специальное издательство географической литературы «Географ- гиз». Издательство Детской литературы Министерства просвещения РСФСР приступило к изданию серии книг под названием «Наша Родина». Многие об­ ластные и краевые издательства также начали заниматься изданием популяр­ ной географической литературы, глав­ ным образом, о своих областях и краях. Однако изданная до сих пор популяр­ ная географическая литература ещё да­ леко не полностью удовлетворяет за­ просы читателей. Они хотят иметь пред­ ставление о каждом уголке нашей Ро­ дины, о каждом географическом рай­ оне, о каждой республике и области. Их интересует всесторонняя комплекс­ ная географическая характеристика, дающая представление о природе и лю­ дях данной территории, о социалистиче­ ском строительстве в данном крае, об изменении природы человеком. На многочисленных читательских конференциях, на абонементах массо-. вых библиотек, в школах, везде выска­ зываются требования дать книжку о том или другом крае. Наш читатель — и взрослый и ребёнок — настойчиво тре­ бует интересную, живую книгу, в ко­ торой он мозкет найти красочные опи­ сания природы и жизни людей, с их новым, советским бытом. А таких книг написано мало и особенно мало их соз­ дано по географии Сибири. Огромные пространства Сибири, ис­ ключительное разнообразие и богатства её природы, громадная значимость их для жизни всей страны, невиданные темпы развития Сибири после Октября, замечательные примеры воздействия че­ ловека в условиях социалистического строя на природу — всё это даёт неис­ черпаемые темы для научно-художе­ ственной и научно-популярной литерату­ ры об этой огромной части Союза. Но где же эти книги? Человек, пожелавший узнать о Сиби­ ри больше, чем сообщает о ней учеб­ ник для 7 и 8 классов средней школы (в первом 35 страниц, а во втором — 50 страниц — на всю Сибирь с Даль­ ним Востоком!), долзкен обратиться к кратким заметкам Большой Советской Энциклопедии (данные первого издания которой уже устарели), или же оказать­ ся в плену многотомных описаний, сборников «Россия» под руководством редакторов В. П. и П. П. Семенова- Тянь-Шаиьского, изданных в 1907 го­ ду, или книги «Азиатская Россия», из­ данной переселенческим управлением в 1912 году. Уже не говоря о том, что эти книги очень устарели, местами страдают чуждой нам идеологией — осо­ бенно в вопросах о населении и эконо­ мике, они представляют собою библио­ графическую редкость. Как же восполняется этот пробел на­ шими издательствами? Из книг, содержащих познавательный материал по географии Сибири, Детгиз

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2