Сибирские огни, 1951, № 1

Успехи литературы народов Севера тем более разительны, что их письмен­ ность создана после Октябрьской рево­ люции. Многие прозаические произведения рецензируемого сборника автобиогра­ фичны. Биографии писателей народов Севера —- это конкретное отражение тех жизненных изменений, которые произо­ шли в судьбе этих народов, того сча­ стья, которое принесла на Север совет­ ская власть и большевистская партия. Писатель-удэгеец Джанси Кимонко в повести «Зарево над лесами», эвенк Пётр Савин в рассказе «Второе рожде­ ние», манси Матрёна Вахрушева в рас­ сказе «На берегу Малой Юконды», коряк Кецая Кеккемын в повести «Хо- ялхот» — все Они дают картины жиз­ ни в дореволюционное время, затем с радостным волнением рассказывают, как пришлось им учиться после Октября, сначала в национальных школах, тех­ никумах, а некоторым — и в институ­ те народов Севера в Ленинграде. Некоторым из писателей народов Севера выпало большое счастье защи­ щать советскую Родину с оружием в руках. Джанси Кимонко сражался в ря­ дах партизан Дальнего Востока против белогвардейцев и иностранных интер­ вентов в годы гражданской войны. Пётр Савин в годы Отечественной войны сра­ жался под Сталинградом и на Курской дуге, в рядах Советской Армии шёл на Запад. «Были годы, — пишет П. Савин, — когда я жил в брезентовом доме, но эти годы ушли безвозвратно. Теперь в тай­ ге редко увидишь палатку или чум, лю­ ди живут в домах, в которых горит электрический свет. Даже мой отец, старый охотник, не хуже монтёра-элек- тротехника может исправить поврежде­ ние, если буря оборвёт провод. Жизнь ушла далеко вперёд». Простые бесхитростные рассказы писателей Севера полны оптимизма, ра­ дости и сердечной благодарности совет­ ской власти и партии Ленина—Сталина. Эвенк Никита Сахаров в повести «Красный суглан» рассказывает, как девушка Нику составляет письмо ком­ сомольцев и пионеров с призывом к трудящимся эвенкам — бороться с ку­ лаками и шаманами — и заканчивает его такими стихотворными строками: Да зд р ав с твую т Советы! Компартии привет! Да зд р а в с т в у е т т о в а р ищ Сталин! Ты вы в ел н арод н аш н а свет! Народы советского Севера — поэти­ чески одарённые народы. Эвенки, чук­ чи, нанайцы, манси и другие —- заме­ чательные импровизаторы песен, в ко­ торых говорится о природе, об охоте, о рыбной ловле, о новой жизни. Поэтому вполне понятно, что в сбор­ нике «Мы — люди Севера» широко представлена поэзия народов Севера. В стихах, как и в прозе, но с большим разнообразием по тематике, главным мотивом звучит современная жизнь на­ родов Севера, преобразованная на со­ циалистических началах. Стихи А. Са­ мара, А. Платонова, Н. Сахарова, С. Пискунова, Н. Трофимова, М. Вах­ рушевой, Н. Вылка, Г. Лазарева,. В. Беляева, Эрмитягина и других пол­ ны искренних чувств народов Севера, их сердечной благодарности за новую радостную жизнь великим вождям тру­ дящихся Ленину и Сталину. Поэт-ненец Николай Вылка пишег о Ленине: Великим умом и великой душ ой Среди го с у д ар с тв ен ны х дел И о том, чтобы ненц ам ж ило сь хорош о . З аб о ти т ь с я Ленин умел ... И ко гд а полож или его в м авзолей , — З ап л а к а л и мы , а он — Спокойный з а нас , с вои х детей . Л еж ал , будто видел сон. Он зн ал , что в тундр е к аж ды й согрет , Что солнц е си я е т н ад ней , Что Сталин д е рж и т л ен и н ск и й свет , В могучей р у к е своей . Поэт-эвенк А. Платонов в стихотво­ рении «Пушкину», обращаясь к вели­ кому русскому поэту, пишет: Ты, Пуш кин , погляди На «дикого тунгуса» — Ведь это я — эвенк , Н авек т еп е р ь свободный . Я з ем л я к ам в колхо зе Стихи твои читаю . Слова твои зв ен ящ и е Над Севером летят , И сч а с т ь ем п р о р а с т а е т Т аёж н а я зем ля . Твоё, твоё пророчество Сбылось, в ел и к и й Пушкин! Здесь будет уместно вспомнить вы- ступление А. Пушкина против неспра^ ведливости и бесчеловечия американ­ ского конгресса по отношению к индей­ ским племенам, истребляемым мечом и огнём. По поводу «Записок Джона Тен­ нера», проведшего тридцать лет среди индейцев, Пушкин писал: «показания простодушные и бесстрастные, они, на­ конец, будут свидетельствовать перед светом о средствах, которые Американ­ ские Штаты употребляли в XIX столе­ тии к распространению своего влады­ чества» . Положение индейских племён в Аме­ рике нисколько1 не улучшилось и ныне — в середине XX века. Наоборот, оно стало ещё более тяжёлым и . безвыход­ ным, о чём свидетельствует недавно опубликованное обращение1 индейских племён к Организации Объединённых: Наций. Но тщетны надежды индейских, племён — ООН, идущая на поводу у

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2