Сибирские огни, 1951, № 1
Успехи литературы народов Севера тем более разительны, что их письмен ность создана после Октябрьской рево люции. Многие прозаические произведения рецензируемого сборника автобиогра фичны. Биографии писателей народов Севера —- это конкретное отражение тех жизненных изменений, которые произо шли в судьбе этих народов, того сча стья, которое принесла на Север совет ская власть и большевистская партия. Писатель-удэгеец Джанси Кимонко в повести «Зарево над лесами», эвенк Пётр Савин в рассказе «Второе рожде ние», манси Матрёна Вахрушева в рас сказе «На берегу Малой Юконды», коряк Кецая Кеккемын в повести «Хо- ялхот» — все Они дают картины жиз ни в дореволюционное время, затем с радостным волнением рассказывают, как пришлось им учиться после Октября, сначала в национальных школах, тех никумах, а некоторым — и в институ те народов Севера в Ленинграде. Некоторым из писателей народов Севера выпало большое счастье защи щать советскую Родину с оружием в руках. Джанси Кимонко сражался в ря дах партизан Дальнего Востока против белогвардейцев и иностранных интер вентов в годы гражданской войны. Пётр Савин в годы Отечественной войны сра жался под Сталинградом и на Курской дуге, в рядах Советской Армии шёл на Запад. «Были годы, — пишет П. Савин, — когда я жил в брезентовом доме, но эти годы ушли безвозвратно. Теперь в тай ге редко увидишь палатку или чум, лю ди живут в домах, в которых горит электрический свет. Даже мой отец, старый охотник, не хуже монтёра-элек- тротехника может исправить поврежде ние, если буря оборвёт провод. Жизнь ушла далеко вперёд». Простые бесхитростные рассказы писателей Севера полны оптимизма, ра дости и сердечной благодарности совет ской власти и партии Ленина—Сталина. Эвенк Никита Сахаров в повести «Красный суглан» рассказывает, как девушка Нику составляет письмо ком сомольцев и пионеров с призывом к трудящимся эвенкам — бороться с ку лаками и шаманами — и заканчивает его такими стихотворными строками: Да зд р ав с твую т Советы! Компартии привет! Да зд р а в с т в у е т т о в а р ищ Сталин! Ты вы в ел н арод н аш н а свет! Народы советского Севера — поэти чески одарённые народы. Эвенки, чук чи, нанайцы, манси и другие —- заме чательные импровизаторы песен, в ко торых говорится о природе, об охоте, о рыбной ловле, о новой жизни. Поэтому вполне понятно, что в сбор нике «Мы — люди Севера» широко представлена поэзия народов Севера. В стихах, как и в прозе, но с большим разнообразием по тематике, главным мотивом звучит современная жизнь на родов Севера, преобразованная на со циалистических началах. Стихи А. Са мара, А. Платонова, Н. Сахарова, С. Пискунова, Н. Трофимова, М. Вах рушевой, Н. Вылка, Г. Лазарева,. В. Беляева, Эрмитягина и других пол ны искренних чувств народов Севера, их сердечной благодарности за новую радостную жизнь великим вождям тру дящихся Ленину и Сталину. Поэт-ненец Николай Вылка пишег о Ленине: Великим умом и великой душ ой Среди го с у д ар с тв ен ны х дел И о том, чтобы ненц ам ж ило сь хорош о . З аб о ти т ь с я Ленин умел ... И ко гд а полож или его в м авзолей , — З ап л а к а л и мы , а он — Спокойный з а нас , с вои х детей . Л еж ал , будто видел сон. Он зн ал , что в тундр е к аж ды й согрет , Что солнц е си я е т н ад ней , Что Сталин д е рж и т л ен и н ск и й свет , В могучей р у к е своей . Поэт-эвенк А. Платонов в стихотво рении «Пушкину», обращаясь к вели кому русскому поэту, пишет: Ты, Пуш кин , погляди На «дикого тунгуса» — Ведь это я — эвенк , Н авек т еп е р ь свободный . Я з ем л я к ам в колхо зе Стихи твои читаю . Слова твои зв ен ящ и е Над Севером летят , И сч а с т ь ем п р о р а с т а е т Т аёж н а я зем ля . Твоё, твоё пророчество Сбылось, в ел и к и й Пушкин! Здесь будет уместно вспомнить вы- ступление А. Пушкина против неспра^ ведливости и бесчеловечия американ ского конгресса по отношению к индей ским племенам, истребляемым мечом и огнём. По поводу «Записок Джона Тен нера», проведшего тридцать лет среди индейцев, Пушкин писал: «показания простодушные и бесстрастные, они, на конец, будут свидетельствовать перед светом о средствах, которые Американ ские Штаты употребляли в XIX столе тии к распространению своего влады чества» . Положение индейских племён в Аме рике нисколько1 не улучшилось и ныне — в середине XX века. Наоборот, оно стало ещё более тяжёлым и . безвыход ным, о чём свидетельствует недавно опубликованное обращение1 индейских племён к Организации Объединённых: Наций. Но тщетны надежды индейских, племён — ООН, идущая на поводу у
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2