Сибирские огни, 1951, № 1
•своеобразие. А между тем, разве ме нее всего другого интересно узнать чи тателю, как по влажности земли, по её состоянию и запаху определяют кол хозники, что пришла пора вспашки? Ведь тут тоже нужен опытный, точный и тонкий глаз. В разделе «Лето» мельком показаны «бархатные поля» и заколосившаяся рожь, но сами люди, вырастившие это, отсутствуют. Если автор всё-таки созна тельно выходит за узкие рамки охот ничьих впечатлений и даёт черты кол хозного труда, то как же не заметить летом сенокоса, пасущихся стад, пропо лочных работ, как же не опоэтизиро вать их? Это ведь типичнейшие черты нашего, советского, лета. Вообще, главным хозяевам природы, колхозникам, в книге не повезло. В но велле «Родной уголок» как будто бы говорится о колхозниках. Рассказывает ся, правда, бегло о том, как они рас корчевали пожарище, вспахали его, за сеяли, начали пропалывать взошедшие хлеба. И всё-таки главными героями но веллы оказались не люди, а... тетерева. Единственное, более или менее детально описанное, действие колхозников заклю чается в том, что они по небрежности устроили грандиозный лесной пожар, продолжавшийся несколько дней и унич тоживший множество «могучих кедров» и гигантских пихт. Чувствуется, что писателю люди нуж ны лишь постольку, поскольку с ними связана судьба его главных героев — зверей и птиц. Поэтому он часто пока зывает людей в случайных, нетипичных обстоятельствах, не замечая в них глав ных черт активных хозяев природы. В сущности, все охотники, рыбаки, пчеловоды, Показанные в книге, изуча ют тайны природы только для того, что бы лучше приспособиться к её повад кам, к её жестоким требованиям, но не выступают как активные деятели, пре образующие её в своих интересах. Книга предназначена для детей пио нерского возраста (9—14 лет). Их-то, в первую очередь, мы должны вооружить идеей, что изучать природу надо не для удачного приспособления к ней, а для её победного преобразования. Такую идею писатель, к сожалению, не вну шил ребятам. Нам кажется, что писатель пойдёт по правильному пути, если он чётко прове дёт в своих рассказах идею власти со ветского человека над природой. Тогда интересная и нужная книга приобретёт ещё большее познавательное и воспита тельное значение. А. НИКУЛЬКОП Книга о lioiioii ж и зни на С е в е р е Народы северных районов нашей Родины — Камчатки, Чукотки, Таймы ра, Ямала, Нарыма, Кольского полу острова —- в дореволюционное время были обречены на голод и вымирание. Царское правительство не проявляло никакой заботы о жителях тундры и тайги, предоставив полную свободу купцам и промышленникам лёгкой на живы обманывать, грабить и спаивать их водкой. Родоначальник советской литературы А. М. Горький ч письме редакции -журнала «Будущая Сибирь» в 1930 г. •отмечал, что в нашей стране живёт око ло тридцати племён, «которых до Ок тябрьской революции не считали за людей и у которых не было прав, кроме одного — права постепенно вымирать. Нужно, чтобы они почувствовали и по няли, что перед ними другой мир, не тот, который отрицал их, в котором они жили слепо и немо, и что этот новый мир требует их участия в строитель стве» . Великая Октябрьская социалистиче ская революция не только освободила народы Севера от вековой кабалы и национального угнетения, но на основе ленинско-сталинской национальной по литики помогла им возродиться, раз вить свою культуру — национальную по форме, социалистическую по содержа нию. Эвенки, удэге, орочи, нивхи, чук чи, нанайцы, юкагиры, ханты, манси, ненцы и многие другие народы Севера начали .новую жизнь, черпая силы из такого могучего источника, как совет ский государственный и общественный строй, получая постоянную и щедрую помощь от ведущей нации советского государства — великого русского на рода. Отражением новой жизни народов Советского Севера является их молодая литература. Сборник произведений пи сателей народов Севера1 — яркое сви детельство этой новой жизни. I «М ы— люди Севера» . Р а с с к а зы , повести , стихи и песни пи сател ей н ародов С евера . Изд-во «Молодая гвардия» . Л енин град , 1949. 272 стр . Сборник со ставлен М. Роскоройни - ковым .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2