Сибирские огни, 1951, № 1
прутик, брошенный мною, нагрейся от солнца и утонул в снегу. Я улыбнулся и всю дорогу вспоминал об этом Ма леньком сером прутике...» Прочтёшь это и, даже не зная ни заголовка, ни содержания книги, ска жешь: это же — первый след весны! Таких поэтичных, тонких и точных на блюдений много в книге Н. Устиновича «От весны до весны».1 Автор прекрас но знает свою родную сибирскую при роду, всем своим существом влюблён в неё и умеет эту любовь передать чита телю. Книга разделена на четыре части: «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима». В каждой части — два раздела. Пер вый состоит из коротеньких зарисовок, раскрывающих приметы и особенности определённого времени года, второй — из миниатюрных новелл, показываю щих деятельность человека и жизнь жи вотных в это же время года. Хорошие, свежие детали нашёл пи сатель для передачи облика весны: «Надо мной летела пара галок. Ветер сбивал их с пути, ерошил перья, но они, как ни в чём не бывало, весело перекликались». Мы воочию представляем этих весё лых взъерошенных галок и сразу чув ствуем, что дует не морозный зимний, или знойный летний, или унылый осен ний ветер, а именно несущий тепло и свежесть ветер весны. Коротко, точными словами дана та кая деталь: «На солнцепёках снег още тинился косыми острыми льдинками. Совсем как лезвия кинжалов!». Поэтично описание появления первой травки: «Вдруг у моих ног, тихо шур ша, зашевелился, приподнялся берёзо вый лист. Из-под него выглянуло неж ное розоватое шильце... Я отбросил лист в сторону. Из земли выглядывала щетина травы». Такие же конкретные черты найдены писателем для изображения лета («По вечерам солнце становится большим, красным. Медленно закатывается оно за горизонт, просвечивая сквозь пыль ную дымку. И веет от этик закатов лёгкой прохладой».), осени («Поля ощетинились колким жнивьём, лишь на меже мечется от ветра высокая по лынь») и зимы («А колючая мгла всё сгущала воздух. Ледяная луна, ка залось, примёрзла к небу. Свежие сле ды полозьев подёрнулись сверкающими хрупкими иглами».). Книга «От весны до весны» научит юного читателя, на которого она и рас считана, внимательно наблюдать приро ду, раскрывать её увлекательные тай ны, даст ему первые сведения, необхо 1 Н. У с т и н о в и ч. «От весны до весны» . И рку тско е об л астное го с у д ар с тв ен н о е и зд а тел ьство , 1950 г. димые для охотника, туриста, следо пыта. Ещё более красочно Н. Установит показывает обитателей тайги, её звери ный и птичий мир. Среди новелл, по свящённых животным и птицам, лучши ми являются «Рябиновый куст», «Ле бединая дружба», «Белянка и её со седи» . В «Рябиновом кусте» рассказано о том, как на месте, где был зарыт рас терзанный ястребом дрозд-рябинник,, на следующее лето выросли три ма ленькие рябинки. Это воспринимается читателем как поэтичный песенный мо тив, подёрнутый лёгкой грустью. Но- дело объясняется очень просто: дрозды поедают множество рябины. Её семена. не перевариваются в желудках дроздов, не теряют своей свежести. Попадая на землю, они быстро прорастают. Эти познавательные данные гармо нично заканчивают новеллу и придают ей оригинальность. Но особенно интересны для .ребят «охотничьи» новеллы. Короткие увле кательные сюжеты сочетаются с тонко стью наблюдений, безукоризненным, знанием повадок животных и мудро стью разведчика. Разве не интересно' определить по волчьей шерстинке, ви сящей на сухой ветке, куда ушёл хищ ник, и успешно его настигнуть («Волчья шерстинка»), или знать, как можно не плохо провести в тайге дождливую осеннюю ночь, не имея с собой ни Па латки, ни продуктов («Хозяин тайги»),, или, заблудившись в глухом заснежен ном лесу, только по направлению полё та косачей безошибочно определить, где находится деревня, и выйти к ней без. дороги («Приметы»)? Для детей это — наиболее полезные и увлекательные страницы. Но, несмотря на свои несомненные достоинства, книга оставляет у читате ля чувство некоторой неудовлетворён ности. Форма, взятая автором, претен дует на широкое, обобщённое раскры тие понятий «лето», «зима» и т. д. Многочисленные короткие зарисовки рассчитаны на то, чтобы как можно- шире и всесторонней охватить все при меты и особенности того или иного вре мени года. Автор и пытается это сде лать, выходя за рамки своих охотничь их впечатлений. В разделе «Весна» показана ускоренная работа колхозной кузницы, первый день весеннего сева. Но как это неинтересно описано! Председатель колхоза долго ходит по влажным полям, мнёт в пальцах ко мочки земли, нюхает её и, наконец, определяет: — Время пахать! Множество раз встречалась нам в литературе такая сцена. Здесь писатель почему-то сразу потерял тонкость и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2