Сибирские огни, 1951, № 1

прутик, брошенный мною, нагрейся от солнца и утонул в снегу. Я улыбнулся и всю дорогу вспоминал об этом Ма­ леньком сером прутике...» Прочтёшь это и, даже не зная ни заголовка, ни содержания книги, ска­ жешь: это же — первый след весны! Таких поэтичных, тонких и точных на­ блюдений много в книге Н. Устиновича «От весны до весны».1 Автор прекрас­ но знает свою родную сибирскую при­ роду, всем своим существом влюблён в неё и умеет эту любовь передать чита­ телю. Книга разделена на четыре части: «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима». В каждой части — два раздела. Пер­ вый состоит из коротеньких зарисовок, раскрывающих приметы и особенности определённого времени года, второй — из миниатюрных новелл, показываю­ щих деятельность человека и жизнь жи­ вотных в это же время года. Хорошие, свежие детали нашёл пи­ сатель для передачи облика весны: «Надо мной летела пара галок. Ветер сбивал их с пути, ерошил перья, но они, как ни в чём не бывало, весело перекликались». Мы воочию представляем этих весё­ лых взъерошенных галок и сразу чув­ ствуем, что дует не морозный зимний, или знойный летний, или унылый осен­ ний ветер, а именно несущий тепло и свежесть ветер весны. Коротко, точными словами дана та­ кая деталь: «На солнцепёках снег още­ тинился косыми острыми льдинками. Совсем как лезвия кинжалов!». Поэтично описание появления первой травки: «Вдруг у моих ног, тихо шур­ ша, зашевелился, приподнялся берёзо­ вый лист. Из-под него выглянуло неж­ ное розоватое шильце... Я отбросил лист в сторону. Из земли выглядывала щетина травы». Такие же конкретные черты найдены писателем для изображения лета («По вечерам солнце становится большим, красным. Медленно закатывается оно за горизонт, просвечивая сквозь пыль­ ную дымку. И веет от этик закатов лёгкой прохладой».), осени («Поля ощетинились колким жнивьём, лишь на меже мечется от ветра высокая по­ лынь») и зимы («А колючая мгла всё сгущала воздух. Ледяная луна, ка­ залось, примёрзла к небу. Свежие сле­ ды полозьев подёрнулись сверкающими хрупкими иглами».). Книга «От весны до весны» научит юного читателя, на которого она и рас­ считана, внимательно наблюдать приро­ ду, раскрывать её увлекательные тай­ ны, даст ему первые сведения, необхо­ 1 Н. У с т и н о в и ч. «От весны до весны» . И рку тско е об л астное го с у д ар с тв ен н о е и зд а ­ тел ьство , 1950 г. димые для охотника, туриста, следо­ пыта. Ещё более красочно Н. Установит показывает обитателей тайги, её звери­ ный и птичий мир. Среди новелл, по­ свящённых животным и птицам, лучши­ ми являются «Рябиновый куст», «Ле­ бединая дружба», «Белянка и её со­ седи» . В «Рябиновом кусте» рассказано о том, как на месте, где был зарыт рас­ терзанный ястребом дрозд-рябинник,, на следующее лето выросли три ма­ ленькие рябинки. Это воспринимается читателем как поэтичный песенный мо­ тив, подёрнутый лёгкой грустью. Но- дело объясняется очень просто: дрозды поедают множество рябины. Её семена. не перевариваются в желудках дроздов, не теряют своей свежести. Попадая на землю, они быстро прорастают. Эти познавательные данные гармо­ нично заканчивают новеллу и придают ей оригинальность. Но особенно интересны для .ребят «охотничьи» новеллы. Короткие увле­ кательные сюжеты сочетаются с тонко­ стью наблюдений, безукоризненным, знанием повадок животных и мудро­ стью разведчика. Разве не интересно' определить по волчьей шерстинке, ви­ сящей на сухой ветке, куда ушёл хищ­ ник, и успешно его настигнуть («Волчья шерстинка»), или знать, как можно не­ плохо провести в тайге дождливую осеннюю ночь, не имея с собой ни Па­ латки, ни продуктов («Хозяин тайги»),, или, заблудившись в глухом заснежен­ ном лесу, только по направлению полё­ та косачей безошибочно определить, где находится деревня, и выйти к ней без. дороги («Приметы»)? Для детей это — наиболее полезные и увлекательные страницы. Но, несмотря на свои несомненные достоинства, книга оставляет у читате­ ля чувство некоторой неудовлетворён­ ности. Форма, взятая автором, претен­ дует на широкое, обобщённое раскры­ тие понятий «лето», «зима» и т. д. Многочисленные короткие зарисовки рассчитаны на то, чтобы как можно- шире и всесторонней охватить все при­ меты и особенности того или иного вре­ мени года. Автор и пытается это сде­ лать, выходя за рамки своих охотничь­ их впечатлений. В разделе «Весна» показана ускоренная работа колхозной кузницы, первый день весеннего сева. Но как это неинтересно описано! Председатель колхоза долго ходит по влажным полям, мнёт в пальцах ко­ мочки земли, нюхает её и, наконец, определяет: — Время пахать! Множество раз встречалась нам в литературе такая сцена. Здесь писатель почему-то сразу потерял тонкость и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2