Сибирские огни, 1951, № 1
алог, и картина испорчена, исчезает ощущение жизненной правды. В «Дороге счастья» много места за нимает начальник шахты «Ударная», Иннокентий Петрович Налимов. Это персонаж отрицательный. Он все годы «рос, как пустоцвет». У него заболел отец, которому нужно усиленное пита ние. У доатери нет денег. Она говорит Иннокентию: «Дал бы ты, сынок, не много». Любезный сынок отвечает: «Дорогая мамаша, понимаю ваше тяже лое положение, но денежки мне самому нужны. Обратитесь к старшему брату, к сестричке, они куда лучше меня жи вут... Завербовался в Сибирь, горняки там в почёте и заработать можно много. Поработаю годика три—четыре, набью карман и ходу...» (стр. 31). Этот Иудушка Головлёв — член пар тии! Он упорно лезет вверх, делает блистательную карьеру. Обзаводится домом, коровой, телятами, становится начальником крупной шахты, женится на хорошей девушке. Все его низмен ные помыслы в одном: «набить карман и ходу!». И он успешно набивает. Он враг новаторов, враг новой техники. Что там угольный струг или комбайн! Инно кентий Налимов даже врубовку не хо чет допустить на свою шахту! Не при знаёт! Он выезжает на обушке и му скульной силе шахтёров. Чтобы получать премиальные, Нали мов делает жульнические приписки к добыче угля. Пятьсот тонн «приплюсо вал» за один месяц! Перед нами законченный злодей, мерзкий в быту, в отношениях к роди телям, очковтиратель на производстве, махровый бюрократ и консерватор. Можно ли поверить автору, что такой нравственный урод и кретин годами держится на ответственном посту и бла годенствует?! И уж если выведен такой персонаж, надо было его нещадно до конца разо блачить. А что делает А. Попков? На писав Иннокентия Петровича одной черной краской, автор начинает прояв лять странное благодушие. Налимова все жалеют, живут иллюзиями на пере воспитание этого, явно чуждого нам че ловека. Его, когда обнаружились при писки, только понижают в должности. Он даже остаётся в партии! «Чуть-чуть» утрачено автором чув ство меры, и образ Иннокентия Нали мова стал неправдоподобен. И многое в романе не оправдано, вызывает недо умение. Вот Людмила Караваева любит Андрея Соболева, уехавшего на фронт, а выходит замуж за снабженца Степана Трифонова. Почему? Неизвестно! У Три фоновых родился сын. Вдруг Людмила осознаёт, что замужество её — ошибка. Расходится с Трифоновым, сближается опять с демобилизованным Соболевым. Для чего это понадобилось? Очевидно, ■как обвалы на шахте, «ошибка» Люд милы нужна автору для сюжетных ходов, для «осложнения» событий. Но- цель не оправдывает средства! Как должно было поступить изда тельство, получив рукопись романа А. Попкова? Редакторы обязаны были сказать автору, что он представил не художественное произведение, а сырой материал к роману, фрагменты и заго товки; что над рукописью надо работать- и работать! Этого не случилось. Рукопись пусти ли в производство и обнародовали. По чему? Видимо, подкупила тема. О рабо чем классе пишут маловато. Рабочий- герой дефицитен в советской литерату ре. Издатели рассуждают: «Ежели нет ничего, издадим хоть этот несовершен ный роман. Хоть что-нибудь дадим из голодавшемуся читателю!» Порочная практика! Выпуск сырых » серых книг — медвежья услуга автору и неуважение к читателю. М. Горький, настойчиво указывал, что темпы нашей жизни не оправдывают писательской ра боты наспех, лишь бы поскорее сде лать. «Проповедь опрощения работы литератора может привести только1 к бездушному натурализму, — писал М. Горький,—к мёртвой фотографии той. всесильной работы, которая возрождает мир трудящихся... Проповедь опроще ния может обратиться в привычку всё опрощать, может узаконить постыдный обычай небрежной работы, недостойной материала, искажающей его» (1VT Горь кий «О литературе». «Советский писа тель», 1933 г., стр. 106—107). О недостатках романа «Дорога сча стья» надо говорить во весь голос, пото му что это не «единственный» в своём роде роман. Серые, недоработанные кни ги, посвящённые рабочему классу, вы пускаются не только краевыми и обла стными издательствами, но и в Москве. В 1950 году в «Советском писателе» опубликован пухлый роман Н. Строков- ского «Тайгастрой» — о строительстве- завода в Сибири; в «Профиздате» вы шел роман Н. Гурьевой «Пламя» — о текстильщиках. Эти «производствен ные» романы, к сожалению, стоят поч ти на одном уровне с «Дорогой сча стья» А. Попкова! Выход их в свет можно объяснить лишь снижением тре бований к качеству прозы. В издательствах приходится слышать такие разговоры: «Если пожилой инже нер — бывалый человек — принес ро ман о заводе, то нелепо советовать ав тору подзаняться литературной учёбой, овладевать мастерством. Он обидится и уйдёт, потому что он и не стремится стать пйсателем-профессионалом. Он просто написал о пережитом свою пер вую и последнюю книгу». Отсюда идёт порочная практика. «скидки» на тему, на дефицитный ма
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2