Сибирские огни, 1951, № 1

алог, и картина испорчена, исчезает ощущение жизненной правды. В «Дороге счастья» много места за­ нимает начальник шахты «Ударная», Иннокентий Петрович Налимов. Это персонаж отрицательный. Он все годы «рос, как пустоцвет». У него заболел отец, которому нужно усиленное пита­ ние. У доатери нет денег. Она говорит Иннокентию: «Дал бы ты, сынок, не­ много». Любезный сынок отвечает: «Дорогая мамаша, понимаю ваше тяже­ лое положение, но денежки мне самому нужны. Обратитесь к старшему брату, к сестричке, они куда лучше меня жи­ вут... Завербовался в Сибирь, горняки там в почёте и заработать можно много. Поработаю годика три—четыре, набью карман и ходу...» (стр. 31). Этот Иудушка Головлёв — член пар­ тии! Он упорно лезет вверх, делает блистательную карьеру. Обзаводится домом, коровой, телятами, становится начальником крупной шахты, женится на хорошей девушке. Все его низмен­ ные помыслы в одном: «набить карман и ходу!». И он успешно набивает. Он враг новаторов, враг новой техники. Что там угольный струг или комбайн! Инно­ кентий Налимов даже врубовку не хо­ чет допустить на свою шахту! Не при­ знаёт! Он выезжает на обушке и му­ скульной силе шахтёров. Чтобы получать премиальные, Нали­ мов делает жульнические приписки к добыче угля. Пятьсот тонн «приплюсо­ вал» за один месяц! Перед нами законченный злодей, мерзкий в быту, в отношениях к роди­ телям, очковтиратель на производстве, махровый бюрократ и консерватор. Можно ли поверить автору, что такой нравственный урод и кретин годами держится на ответственном посту и бла­ годенствует?! И уж если выведен такой персонаж, надо было его нещадно до конца разо­ блачить. А что делает А. Попков? На­ писав Иннокентия Петровича одной черной краской, автор начинает прояв­ лять странное благодушие. Налимова все жалеют, живут иллюзиями на пере­ воспитание этого, явно чуждого нам че­ ловека. Его, когда обнаружились при­ писки, только понижают в должности. Он даже остаётся в партии! «Чуть-чуть» утрачено автором чув­ ство меры, и образ Иннокентия Нали­ мова стал неправдоподобен. И многое в романе не оправдано, вызывает недо­ умение. Вот Людмила Караваева любит Андрея Соболева, уехавшего на фронт, а выходит замуж за снабженца Степана Трифонова. Почему? Неизвестно! У Три­ фоновых родился сын. Вдруг Людмила осознаёт, что замужество её — ошибка. Расходится с Трифоновым, сближается опять с демобилизованным Соболевым. Для чего это понадобилось? Очевидно, ■как обвалы на шахте, «ошибка» Люд­ милы нужна автору для сюжетных ходов, для «осложнения» событий. Но- цель не оправдывает средства! Как должно было поступить изда­ тельство, получив рукопись романа А. Попкова? Редакторы обязаны были сказать автору, что он представил не художественное произведение, а сырой материал к роману, фрагменты и заго­ товки; что над рукописью надо работать- и работать! Этого не случилось. Рукопись пусти­ ли в производство и обнародовали. По­ чему? Видимо, подкупила тема. О рабо­ чем классе пишут маловато. Рабочий- герой дефицитен в советской литерату­ ре. Издатели рассуждают: «Ежели нет ничего, издадим хоть этот несовершен­ ный роман. Хоть что-нибудь дадим из­ голодавшемуся читателю!» Порочная практика! Выпуск сырых » серых книг — медвежья услуга автору и неуважение к читателю. М. Горький, настойчиво указывал, что темпы нашей жизни не оправдывают писательской ра­ боты наспех, лишь бы поскорее сде­ лать. «Проповедь опрощения работы литератора может привести только1 к бездушному натурализму, — писал М. Горький,—к мёртвой фотографии той. всесильной работы, которая возрождает мир трудящихся... Проповедь опроще­ ния может обратиться в привычку всё опрощать, может узаконить постыдный обычай небрежной работы, недостойной материала, искажающей его» (1VT Горь­ кий «О литературе». «Советский писа­ тель», 1933 г., стр. 106—107). О недостатках романа «Дорога сча­ стья» надо говорить во весь голос, пото­ му что это не «единственный» в своём роде роман. Серые, недоработанные кни­ ги, посвящённые рабочему классу, вы­ пускаются не только краевыми и обла­ стными издательствами, но и в Москве. В 1950 году в «Советском писателе» опубликован пухлый роман Н. Строков- ского «Тайгастрой» — о строительстве- завода в Сибири; в «Профиздате» вы­ шел роман Н. Гурьевой «Пламя» — о текстильщиках. Эти «производствен­ ные» романы, к сожалению, стоят поч­ ти на одном уровне с «Дорогой сча­ стья» А. Попкова! Выход их в свет можно объяснить лишь снижением тре­ бований к качеству прозы. В издательствах приходится слышать такие разговоры: «Если пожилой инже­ нер — бывалый человек — принес ро­ ман о заводе, то нелепо советовать ав­ тору подзаняться литературной учёбой, овладевать мастерством. Он обидится и уйдёт, потому что он и не стремится стать пйсателем-профессионалом. Он просто написал о пережитом свою пер­ вую и последнюю книгу». Отсюда идёт порочная практика. «скидки» на тему, на дефицитный ма­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2