Сибирские огни, 1951, № 1
К р и т и к а и б и б л и о г р а ф и я Б е л л е т р и з а ц и я темы Алексей Попков поставил задачей изобразить жизнь и труд сибирских шахтёров в годы Отечественной войны и после войны.1 Автор — горный ин женер — более пятнадцати лет провёл в Сибири, работал на рудниках и при исках Енисейской тайги, на шахтах Черногорска и Иршинского месторожде ния. Идея романа, как её формулирует сам автор, состоит в том, чтобы пока зать страстное желание сибиряков — превратить бывший в прошлом край кандалов, смерти и горя в один из цве тущих и бурно развивающихся краёв нашей Родины. Автор затрагивает множество разных вопросов: освоение выработки коксую щихся углей, угольного комбайна, угольного струга, врубовой машины, движение пятисотников, социалистиче ское соревнование, восстановление за- п-ожаренного- крыла на шахте, воспита ние молодых рабочих, обвалы и пожа ры на шахтах, приём в партию лучших людей, шефство шахтёров над колхоза ми, электрификация деревни и др. В числе героев •—1 управляющий трестом «Енисейуголь», начальники шахт, участков, горные мастера, рядо вые шахтёры, женщины-навалоотбой щики, секретарь горкома партии, парт орги шахт. Не забыт и председатель райкома профсоюза угольщиков. Для увеселения читателя введён даже коми ческий персонаж —• начальник пожар ной команды Потаи Кириллович Крив цов: он почти каждую фразу начинает присловьем «на данный отрезок време ни», рассказывает фантастические поба- .сенки о своём ратоборстве с медведями, о лихом «умыкании» невесты и т. д. Есть биографии основных героев, экскурсы в прошлое, эпизоды из Оте чественной войны, затяжной конфликт между новаторами и консерваторами, любовные коллизии, свадьбы, разводы, падение одних и возвышение других героев. 1 А. П о п к о в . «Дорога с ч а с т ь я» . Р °м ^ н - К р а сн о яр ско е к р а е в о е и зд а тел ь с тво . 1950 г. Одним словом, есть всё, что должно быть в современном романе, а романа нет. Не получилось романа! Ошибки и творческие промахи А. Попкова типич- нц! для ряда молодых писателей, и они заслуживают пристального внимания. Есть живые черты в образах управ ляющего трестом Егора Гнездшгова, ин женера Андрея Соболева, начальника шахты Гордея Батова, горного мастера Аверина, старого -шахтёра Прохора Со болева. Однако, /образы эти в целом схематичны и сухи, характеры не рас крыты, освещены бегло и примитивно. Внутренний мир героев — строителей коммунизма остаётся в тени. Роман чрезмерно перегружен описа нием производственных процессов. С первой страницы до- последней не смол кают разговоры о плане и производи тельности труда, о лавах и штреках, о копрах и подъёмных лебёдках, о пла стах и породе, о скребковых транспор тёрах и креплении, о машинах и обуш ках! В этой «технике» тонет идея ро мана, тонут образы гер-о-е-в! Многое из того, о чём повествует автор, шахтёрам давно известно^ а чи тателям, не связанным с добычей угля, просто не интересно. Тут А. Попков забывает истину о- том, что, скажем, о металлургах надо писать так, чтобы бы ло понятно и поучительно для котель щиков и кожевников. Кажется, автор хотел написать попу лярную брошюру для молодых шахтё ров. Но, ос-во-ив техническую литерату ру по добыче угля, различные на ставления, инструкции, паспорта гор ных машин, перестроился на ходу, на чал беллетризировать тему, и в резуль тате возник «гибридный» роман, начи нённый «пудами» техники. Для пропаганды горной техники ав тор прибегает к явно порочным приё мам и методам. Вот в шахту спустились два «гостя». Слесарь Степан Гончаров объясняет им: «В каждой ла-ве у нас имеется врубо-вая машина, а всего че тыре. Каждые две машины обслужива ют один машинист с помощником. Это
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2