Сибирские огни, 1951, № 1

К р и т и к а и б и б л и о г р а ф и я Б е л л е т р и з а ц и я темы Алексей Попков поставил задачей изобразить жизнь и труд сибирских шахтёров в годы Отечественной войны и после войны.1 Автор — горный ин­ женер — более пятнадцати лет провёл в Сибири, работал на рудниках и при­ исках Енисейской тайги, на шахтах Черногорска и Иршинского месторожде­ ния. Идея романа, как её формулирует сам автор, состоит в том, чтобы пока­ зать страстное желание сибиряков — превратить бывший в прошлом край кандалов, смерти и горя в один из цве­ тущих и бурно развивающихся краёв нашей Родины. Автор затрагивает множество разных вопросов: освоение выработки коксую­ щихся углей, угольного комбайна, угольного струга, врубовой машины, движение пятисотников, социалистиче­ ское соревнование, восстановление за- п-ожаренного- крыла на шахте, воспита­ ние молодых рабочих, обвалы и пожа­ ры на шахтах, приём в партию лучших людей, шефство шахтёров над колхоза­ ми, электрификация деревни и др. В числе героев •—1 управляющий трестом «Енисейуголь», начальники шахт, участков, горные мастера, рядо­ вые шахтёры, женщины-навалоотбой­ щики, секретарь горкома партии, парт­ орги шахт. Не забыт и председатель райкома профсоюза угольщиков. Для увеселения читателя введён даже коми­ ческий персонаж —• начальник пожар­ ной команды Потаи Кириллович Крив­ цов: он почти каждую фразу начинает присловьем «на данный отрезок време­ ни», рассказывает фантастические поба- .сенки о своём ратоборстве с медведями, о лихом «умыкании» невесты и т. д. Есть биографии основных героев, экскурсы в прошлое, эпизоды из Оте­ чественной войны, затяжной конфликт между новаторами и консерваторами, любовные коллизии, свадьбы, разводы, падение одних и возвышение других героев. 1 А. П о п к о в . «Дорога с ч а с т ь я» . Р °м ^ н - К р а сн о яр ско е к р а е в о е и зд а тел ь с тво . 1950 г. Одним словом, есть всё, что должно быть в современном романе, а романа нет. Не получилось романа! Ошибки и творческие промахи А. Попкова типич- нц! для ряда молодых писателей, и они заслуживают пристального внимания. Есть живые черты в образах управ­ ляющего трестом Егора Гнездшгова, ин­ женера Андрея Соболева, начальника шахты Гордея Батова, горного мастера Аверина, старого -шахтёра Прохора Со­ болева. Однако, /образы эти в целом схематичны и сухи, характеры не рас­ крыты, освещены бегло и примитивно. Внутренний мир героев — строителей коммунизма остаётся в тени. Роман чрезмерно перегружен описа­ нием производственных процессов. С первой страницы до- последней не смол­ кают разговоры о плане и производи­ тельности труда, о лавах и штреках, о копрах и подъёмных лебёдках, о пла­ стах и породе, о скребковых транспор­ тёрах и креплении, о машинах и обуш­ ках! В этой «технике» тонет идея ро­ мана, тонут образы гер-о-е-в! Многое из того, о чём повествует автор, шахтёрам давно известно^ а чи­ тателям, не связанным с добычей угля, просто не интересно. Тут А. Попков забывает истину о- том, что, скажем, о металлургах надо писать так, чтобы бы­ ло понятно и поучительно для котель­ щиков и кожевников. Кажется, автор хотел написать попу­ лярную брошюру для молодых шахтё­ ров. Но, ос-во-ив техническую литерату­ ру по добыче угля, различные на­ ставления, инструкции, паспорта гор­ ных машин, перестроился на ходу, на­ чал беллетризировать тему, и в резуль­ тате возник «гибридный» роман, начи­ нённый «пудами» техники. Для пропаганды горной техники ав­ тор прибегает к явно порочным приё­ мам и методам. Вот в шахту спустились два «гостя». Слесарь Степан Гончаров объясняет им: «В каждой ла-ве у нас имеется врубо-вая машина, а всего че­ тыре. Каждые две машины обслужива­ ют один машинист с помощником. Это

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2