Сибирские огни, 1951, № 1

ниях советского правительства в 1950 году. Общая мощность Куйбышевской и Сталинградской гидроэлектростанций составит 3 миллиона 700 тысяч кило­ ватт с отдачей около 2 0 миллиардов ки­ ловатт-часов электроэнергии в средний по водности год. Вместе с тем будет осуществлена электрификация железнодорожной сети, орошение и обводнение засушливых зе­ мель на общей площади в 14 миллио­ нов гектаров и улучшено судоходство на Волге. Как известно, суммарное производ­ ство электроэнергии дореволюционной России составляло всего около двух миллиардов киловатт-часов. Следова­ тельно, выработка электроэнергии на этих двух гидроэлектростанциях будет в десять раз превышать уровень производ­ ства электроэнергии царской России. Мощность Куйбышевской и Сталин­ градской ГЭС почти в шесть раз пре­ вышает мощность гидроэлектростанций, принятых в плане ГОЭЛРО. Годовая выработка электроэнергии новых Волжских ГЭС превысит произ­ водство электроэнергии, которое дают все электростанции Италии или все элек­ тростанции Швейцарии и Швеции вме­ сте взятые. С окончанием строительства этих ГЭС гидроэнергетические ресурсы р. Волги на участке от г. Калинина до г. Сталинграда будут использованы почти на 80 процентов. Сооружение Куйбышевской и Сталин­ градской ГЭС, турбины которых будут давать около 20 миллиардов киловатт- часов электроэнергии,—•исключительно важный этап на пути достижения уровня развития народного хозяйства, указанно­ го товарищем Сталиным в его историче­ ской речи 9 февраля 1946 года. Они позволят решить задачи исторической важности. Вот почему эти стройки спра­ ведливо называются у нас всенародными стройками коммунизма. Новые Волжские гидростанции кар­ динально разрешают проблему электро­ снабжения промышленных предприя­ тий центральных районов страны, а также крупнейших индустриальных центров Поволжья — Сталинграда, Куй­ бышева, Саратова. Использование в таких масштабах энергии Волги улучшит и топливный ба­ ланс страны. По предварительным ра­ счётам, будет экономиться около 22 миллионов тонн угля. Кроме того, элек­ троэнергия освободит промышленность от потребления большого количества топ­ лива для технологических целей. Исключительно дешёвые источники электроэнергии Волжских ГЭС дадут возможность по-новому решить задачу энергоснабжения железнодорожного транспорта. При электрификации железных до­ рог сберегается до 60 процентов топли­ ва, 30 процентов эксплоатационных рас­ ходов, штат работников уменьшается на 25 процентов. Коэфициент полезного действия электровоза составляет 14— 18 процентов, тогда как у паровоза не превышает 5—6 процентов. Электрифи­ кация железных дорог повышает их про­ пускную способность минимум в два. раза. Куйбышевский гидроузел строится несколько выше г. Куйбышева. Гидро­ узел будет состоять из земляной плоти­ ны, бетонной водосливной части плоти­ ны, гидроэлектростанции и шлюзов. По плотине пройдут магистральная желез­ ная дорога и автодорога. Сталинградский гидроузел строится вблизи северной части города. Плотины, которые пересекут Волгу выше Куйбы­ шева и Сталинграда, намного превышают по своим размерам самые большие в мире плотины — Вильсоновскую в. США, Ассуанскую в Египте, Ллойда в Индии. Постройка крупнейшей в мире пло­ тины на нескальных грунтах представ­ ляет большие трудности, но советским гидротехникам помогает опыт, накоп­ ленный на строительстве Свирской гид­ ростанции. Именно здесь впервые в ми­ ре был решён вопрос постройки тяжё­ лых сооружений на сильно сжимаемых (слабых) грунтах. Здание Свирской гид­ ростанции пришлось строить наклон­ ным для того, чтобы, приняв нагрузку, оно приняло вертикальное положение. Много других сложных технических во­ просов было решено здесь с таким же успехом. Необходимо отметить, что нигде в мире на равнинных реках нет_ сооруже­ ний, подобных Куйбышевской и Сталин­ градской ГЭС. Величайшие в мире гид­ роэлектростанции будут сооружены там, где постройка даже мелких сооружений, считалась раньше невозможной. Длина- плотины Куйбышевского гидроузла со­ ставляет пять с половиной километров. Куйбышевская плотина поднимет уро­ вень воды Волги на 25 метров. Подпор от плотины распространится за город, Чебоксары на Волге и выше устья р. Вятки по Каме. Выше плотины обра­ зуется огромное водохранилище, длиной в 500 километров, а ширина его места­ ми достигнет 40 километров. Площадь этого озера-моря достигнет 48 0 0 квад­ ратных километров. Более 5 00 кило­ метров в длину протянется Сталинград­ ское озеро-море. Его ширина достигнет 20—25 километров. Площадь Сталин­ градского водохранилища — 4 5 0 0 квад­ ратных километров. Эти водохранилища будут самыми крупными искусственны­ ми водоёмами в мире. Они позволят ре­ гулировать сток Волги и таким образом

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2