Сибирские огни, 1951, № 1
В 192 2—1923 годах в Средней Азии, Казахстане и других южных рай онах страны начались большие работы по восстановлению оросительных си стем и всего поливного хозяйства. До начала сталинских пятилеток на эти ра боты было израсходовано 215 миллио нов рублей и к началу первой пятилет ки, в 1928 году, орошаемая посевная площадь была восстановлена полно стью1. К тому же времени был восста новлен и водный транспорт, сильно по страдавший во время империалистиче ской и гражданской войн. В годы сталинских пятилеток в свя зи с быстрым ростом промышленности, развития энергоёмких и водоёмких про изводств, организации крупного социа листического сельского хозяйства и ос воения ряда новых районов в засушли вых степях и безводных пустынях, проб лема использования рек стала особо от ветственной. Электрификация промыш ленности и организация электроёмких отраслей требовали создания новой, мощной энергетической базы, широко использующей местные виды топли ва — торф, малокалорийные угли, а также гидроэнергетические ресурсы. До начала Великой Отечественной войны было построено 39 гидростан ций мощностью около полутора миллио нов киловатт. Доля гидроэнергии в энергетическом балансе страны к нача лу Отечественной войны выросла до де сяти с половиной процентов2. Эксплоа- тация гидростанций в предвоенные го ды давала экономию свыше 7 миллио нов тонн условного топлива в год. Колхозный строй открыл широкие возможности для ирригационного строи тельства. Только за первую пятилетку в ирригационное строительство респуб лик Средней Азии было вложено 2 91 ,7 миллиона рублей. В мирные го ды третьей пятилетки методом народ ной стройки были созданы Большой Ферганский канал имени Сталина, Се- верно- и Южно-Ферганские каналы, ка нал имени Кирова в Голодной степи, Краснореченская ирригационная систе ма, Б. Чуйский канал в Киргизии и дру гие. Только в одной Туркменской ССР за годы социалистического строительст ва было создано свыше 1 500 ороси тельных сооружений. В дореволюционной России искусст венные водные пути играли незначи тельную роль и к тому же, будучи по строены в XVIII и XIX веках, сильно обветшали. Уже в XX веке до 1917 года велись относительно небольшие ра боты по шлюзованию Северного Донца, Северо-Двинской системе, и двух шлю 1 С. К. К о н д р а ш ё в. Орош аемое з ем л е делие . ОГИЗ — С ельхо зги з , Москва, 1948 г. 2 А. Н. В о з н е с е н с к и й . Гидроэнер ге ти к а СССР в послевоенн ой п яти летке , 1949, с тр . 9, 11. зов на реке Шексне. Велись небольши ми темпами проектно-изыскательские работы по шлюзованию рек и по неко торым межбассейным соединениям (Камо-Печора — Иртыш, Обь — Ени сей и др.). Однако осуществление всех этих ра-- бот оказалось непосильным царскому правительству России. По инициативе товарища Сталина- были созданы Беломоро-Балтийский ка нал длиною в 227 километров и ка нал Москва—Волга — 128 километров. Беломоро-Балтийский канал открыл: прямое сообщение между Белым морем,. Ленинградом и Волгой, сократив на 4 тысячи километров путь для судов г идущих из Ленинграда и Архангель ска. Канал Москва—Волга соединил: нашу столицу глубоководным путём с величайшей рекой Европы — Волгой. Сооружение этих выдающихся искусст венных водных путей явилось 'важным этапом в создании единой системы вод ных магистралей СССР. Помимо этого в годы сталинских пя тилеток успешно была разрешена проблема судоходства на реках Печо ре, Колыме, Индигирке, на озере Бал хаш и в других бассейнах, совершенно не эксплоатировавшихся до революции. По сравнению с 1913 годом речные перевозки в Советском Союзе увеличи лись в 1940 году вдвое, а на речных путях Средней Азии — в десять раз1. Отличительной особенностью водохо зяйственного строительства в условиях социализма является комплексный под ход к использованию водных ресурсов страны. Водоток используется одновре менно для получения электроэнергии, орошения земельных массивов, орга низации транспорта, для водоснабжения промышленности и коммунального хо зяйства. Сооружение Волховской гидростан ции не только дало электроэнергию, но и коренным образом улучшило сквозное судоходство по р. Волхов, ликвидиро вав на нём пороги. Сооружение Днеп ровской гидростанции сделало возмож ным транзитное судоходство по Днепру в обе стороны на всём его протяжении. Но если на первом этапе водохозяй ственные проблемы решались в грани цах отдельных участков рек, то в даль нейшем, в связи с социалистической ре конструкцией всех отраслей народного хозяйства СССР, водохозяйственное строительство принимает иные масшта бы. От строительства и проектирования отдельных гидросооружений на ограни ченных участках рек наша страна пе реходит к использованию водных ре сурсов на речных системах и бассейнах 1 3 . А. Ш а ш к о в. Репной т р ан сп о р т СССР и его рол ь в гру зообороте страны . 1949, стр . 10.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2