Сибирские огни, 1951, № 1

В 192 2—1923 годах в Средней Азии, Казахстане и других южных рай­ онах страны начались большие работы по восстановлению оросительных си­ стем и всего поливного хозяйства. До начала сталинских пятилеток на эти ра­ боты было израсходовано 215 миллио­ нов рублей и к началу первой пятилет­ ки, в 1928 году, орошаемая посевная площадь была восстановлена полно­ стью1. К тому же времени был восста­ новлен и водный транспорт, сильно по­ страдавший во время империалистиче­ ской и гражданской войн. В годы сталинских пятилеток в свя­ зи с быстрым ростом промышленности, развития энергоёмких и водоёмких про­ изводств, организации крупного социа­ листического сельского хозяйства и ос­ воения ряда новых районов в засушли­ вых степях и безводных пустынях, проб­ лема использования рек стала особо от­ ветственной. Электрификация промыш­ ленности и организация электроёмких отраслей требовали создания новой, мощной энергетической базы, широко использующей местные виды топли­ ва — торф, малокалорийные угли, а также гидроэнергетические ресурсы. До начала Великой Отечественной войны было построено 39 гидростан­ ций мощностью около полутора миллио­ нов киловатт. Доля гидроэнергии в энергетическом балансе страны к нача­ лу Отечественной войны выросла до де­ сяти с половиной процентов2. Эксплоа- тация гидростанций в предвоенные го­ ды давала экономию свыше 7 миллио­ нов тонн условного топлива в год. Колхозный строй открыл широкие возможности для ирригационного строи­ тельства. Только за первую пятилетку в ирригационное строительство респуб­ лик Средней Азии было вложено 2 91 ,7 миллиона рублей. В мирные го­ ды третьей пятилетки методом народ­ ной стройки были созданы Большой Ферганский канал имени Сталина, Се- верно- и Южно-Ферганские каналы, ка­ нал имени Кирова в Голодной степи, Краснореченская ирригационная систе­ ма, Б. Чуйский канал в Киргизии и дру­ гие. Только в одной Туркменской ССР за годы социалистического строительст­ ва было создано свыше 1 500 ороси­ тельных сооружений. В дореволюционной России искусст­ венные водные пути играли незначи­ тельную роль и к тому же, будучи по­ строены в XVIII и XIX веках, сильно обветшали. Уже в XX веке до 1917 года велись относительно небольшие ра­ боты по шлюзованию Северного Донца, Северо-Двинской системе, и двух шлю­ 1 С. К. К о н д р а ш ё в. Орош аемое з ем л е ­ делие . ОГИЗ — С ельхо зги з , Москва, 1948 г. 2 А. Н. В о з н е с е н с к и й . Гидроэнер ге ­ ти к а СССР в послевоенн ой п яти летке , 1949, с тр . 9, 11. зов на реке Шексне. Велись небольши­ ми темпами проектно-изыскательские работы по шлюзованию рек и по неко­ торым межбассейным соединениям (Камо-Печора — Иртыш, Обь — Ени­ сей и др.). Однако осуществление всех этих ра-- бот оказалось непосильным царскому правительству России. По инициативе товарища Сталина- были созданы Беломоро-Балтийский ка­ нал длиною в 227 километров и ка­ нал Москва—Волга — 128 километров. Беломоро-Балтийский канал открыл: прямое сообщение между Белым морем,. Ленинградом и Волгой, сократив на 4 тысячи километров путь для судов г идущих из Ленинграда и Архангель­ ска. Канал Москва—Волга соединил: нашу столицу глубоководным путём с величайшей рекой Европы — Волгой. Сооружение этих выдающихся искусст­ венных водных путей явилось 'важным этапом в создании единой системы вод­ ных магистралей СССР. Помимо этого в годы сталинских пя­ тилеток успешно была разрешена проблема судоходства на реках Печо­ ре, Колыме, Индигирке, на озере Бал­ хаш и в других бассейнах, совершенно не эксплоатировавшихся до революции. По сравнению с 1913 годом речные перевозки в Советском Союзе увеличи­ лись в 1940 году вдвое, а на речных путях Средней Азии — в десять раз1. Отличительной особенностью водохо­ зяйственного строительства в условиях социализма является комплексный под­ ход к использованию водных ресурсов страны. Водоток используется одновре­ менно для получения электроэнергии, орошения земельных массивов, орга­ низации транспорта, для водоснабжения промышленности и коммунального хо­ зяйства. Сооружение Волховской гидростан­ ции не только дало электроэнергию, но и коренным образом улучшило сквозное судоходство по р. Волхов, ликвидиро­ вав на нём пороги. Сооружение Днеп­ ровской гидростанции сделало возмож­ ным транзитное судоходство по Днепру в обе стороны на всём его протяжении. Но если на первом этапе водохозяй­ ственные проблемы решались в грани­ цах отдельных участков рек, то в даль­ нейшем, в связи с социалистической ре­ конструкцией всех отраслей народного хозяйства СССР, водохозяйственное строительство принимает иные масшта­ бы. От строительства и проектирования отдельных гидросооружений на ограни­ ченных участках рек наша страна пе­ реходит к использованию водных ре­ сурсов на речных системах и бассейнах 1 3 . А. Ш а ш к о в. Репной т р ан сп о р т СССР и его рол ь в гру зообороте страны . 1949, стр . 10.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2