Сибирские огни, 1951, № 1

ми образ Москвы, ряды белых колонн в зале Дома Союзов, горячие речи бор­ цов за мир, разноликая масса делега­ тов, не только таких, как Косолапов, но и гостей из-за рубежа. — К этим-то заграничным я больше всего и присматривался... — рассказы­ вал Владимир Иванович. — Ведь среди них были разные люди. Что за народ? Но потом послушал выступления и по­ нял: люди уже видят, где правда, где ложь. Уже миллионы людей там, в ка­ питалистических странах, знают, кто несёт войну, а кто мир. Где жизнь, а где смерть... Много, слишком много должно было погибнуть невинных лю­ дей на земле, прежде чем всё это ста^ ло для них ясно... Косолапов смолк и больше уже к этой тем© не возвращался. Он с увле­ чением рассказывал теперь о своих скоростных плавках, о том, как инте­ ресно учиться работать по-новому, ос­ ваивая наиболее совершенные методы сталеварения. - Надо больше стали давать! Но... не любой ценой! С лихачеством надо кончать! Вести скоростные плавки сле­ дует так, чтобы не поджечь свода и не перерасходовать топлива. С умом надо работать!.. А мы не щадили печей. Спешили, торопились, в сущность про­ исходящих в печи процессов не вника­ ли... Как это всё началось? Некоторые сталевары-скоростники подметили, что убыстрение загрузки печи не всегда даёт сокращение срока плавки. Я сам много раз замечал, что быстрая загруз­ ка руды и известняка несёт огромные потери и преждевременно разрушает печи. Плохое использование затрачи­ ваемого тепла неизбежно приводит к затяжке всей плавки. Ванна мартенов­ ской печи получит, в конце концов, не­ достающее для успеха плавки количест­ во тепла, но как? Не непосредственно, а через жидкий слой расплавленного металла. При загрузке руды и извест­ няка с максимально возможной скоро­ стью, как это я делал прежде — под­ ряд, без прослойкою прогрева, — необ­ ходимое количество тепла печь получа­ ет уже только через слой шлака и жидкого' чугуна. Металл в печи греется ведь сверху вниз. Вот и получается: если сталевар не вложит должного теп­ ла в печь в процессе загрузки, то он вынужден потом работать на максималь­ ном теплонапряжении при значительно худшем использовании поступаемого тепла. В чём же тут дело? Советовались мы с нашими инжене­ рами. Оказалось: теплопроводность ру­ ды и известняка составляет только одну десятую. теплопроводности металлолома. Значит, выгоднее загружать их медлен­ нее. И спешка только вредна... Вот по- этому-то и стали мы загружать в печь руду и известняк без излишней тороп­ ливости. Загружаем их слоями, равно­ мерно по всей печи. По пять мульд в каждом слое. И прогреваем получше... В конце 1948 года был впервые' за­ хронометрирован этот метод поочерёд- но-про'Слойной загрузки, применяемый передовыми сталеварами. Были опреде­ лены наивыгоднейшие скорости загруз­ ки руды и известняка. Коэфициент полезного действия рас­ ходуемого тепла при прослойкой про­ греве руды и известняка составлял 65 процентов, тогда как при старом способе, то есть -при скоростной за­ грузке, кО'Зфициент этот составлял все­ го 10—12 процентов. В пять раз выше! В 1939 году загрузка печи произ­ водилась с максимальной скоростью и продолжалась только 18—18 минут. Средняя продолжительность плавки со­ ставляла тогда 13 часов 20 минут. Те­ перь загрузка печи производится 50 минут. А средняя продолжительность плавки составляет уже только 12 ча­ сов 23 минуты... В 1939 году удельный расход топ­ лива на тонну выплавляемого металла составлял 200 килограммов, а теперь — только 129! Косолапов говорил горячо, убеждён­ но. Так говорит человек, сожалеющий, об ошибках далёкого прошлого и твёр­ до теперь знающий, как надлежит по­ ступать впредь. .,. Слушая КосолапО'Ва, вспоминалось многое. Сталь, сваренная им, уходит из Кузбасса во все концы нашей -не­ объятной страны. Эта сталь служит де­ лу мира, делу коммунизма. На Куз­ нецком комбинате есть обычай — ста­ вить в известность каждого сталевара, чей заказ он выполняет и на какие- цели пойдёт его продукция. Косолапов- борется за каждую минуту, он видит за сэкономленными минутами всё новые тонны ' сверхплановой стали. Удиви­ тельно ли, что он знает, как служит его сталь делу мира? Об этом знает тут каждый металлург, но лучше всего известно это работникам отдела сбыта Кузнецкого комбината. Во многих горо­ дах Советскою Союза балки и швелле­ ра из кузнецкой стали поддерживают своды и перекрытия восстановленных после войны домов и фабричных зда­ ний. По кузнецким рельсам мчатся по­ езда московского метро и дальневосточ­ ные экспрессы. Из стали, выплавляе­ мой Косолаповым и его товарищами, делают вагоны, тракторы, автомобили, самоходные комбайны и станки. Заказы великих строек коммунизма- выполняются сейчас кузнецкими стале­ варами с особым чувством. Мысль у Коеолапо'ва одна — выплавить сверх: плана побольше стали для Родины. «Мы войны не хотим!» — говорил о»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2