Сибирские огни, 1951, № 1
ми образ Москвы, ряды белых колонн в зале Дома Союзов, горячие речи бор цов за мир, разноликая масса делега тов, не только таких, как Косолапов, но и гостей из-за рубежа. — К этим-то заграничным я больше всего и присматривался... — рассказы вал Владимир Иванович. — Ведь среди них были разные люди. Что за народ? Но потом послушал выступления и по нял: люди уже видят, где правда, где ложь. Уже миллионы людей там, в ка питалистических странах, знают, кто несёт войну, а кто мир. Где жизнь, а где смерть... Много, слишком много должно было погибнуть невинных лю дей на земле, прежде чем всё это ста^ ло для них ясно... Косолапов смолк и больше уже к этой тем© не возвращался. Он с увле чением рассказывал теперь о своих скоростных плавках, о том, как инте ресно учиться работать по-новому, ос ваивая наиболее совершенные методы сталеварения. - Надо больше стали давать! Но... не любой ценой! С лихачеством надо кончать! Вести скоростные плавки сле дует так, чтобы не поджечь свода и не перерасходовать топлива. С умом надо работать!.. А мы не щадили печей. Спешили, торопились, в сущность про исходящих в печи процессов не вника ли... Как это всё началось? Некоторые сталевары-скоростники подметили, что убыстрение загрузки печи не всегда даёт сокращение срока плавки. Я сам много раз замечал, что быстрая загруз ка руды и известняка несёт огромные потери и преждевременно разрушает печи. Плохое использование затрачи ваемого тепла неизбежно приводит к затяжке всей плавки. Ванна мартенов ской печи получит, в конце концов, не достающее для успеха плавки количест во тепла, но как? Не непосредственно, а через жидкий слой расплавленного металла. При загрузке руды и извест няка с максимально возможной скоро стью, как это я делал прежде — под ряд, без прослойкою прогрева, — необ ходимое количество тепла печь получа ет уже только через слой шлака и жидкого' чугуна. Металл в печи греется ведь сверху вниз. Вот и получается: если сталевар не вложит должного теп ла в печь в процессе загрузки, то он вынужден потом работать на максималь ном теплонапряжении при значительно худшем использовании поступаемого тепла. В чём же тут дело? Советовались мы с нашими инжене рами. Оказалось: теплопроводность ру ды и известняка составляет только одну десятую. теплопроводности металлолома. Значит, выгоднее загружать их медлен нее. И спешка только вредна... Вот по- этому-то и стали мы загружать в печь руду и известняк без излишней тороп ливости. Загружаем их слоями, равно мерно по всей печи. По пять мульд в каждом слое. И прогреваем получше... В конце 1948 года был впервые' за хронометрирован этот метод поочерёд- но-про'Слойной загрузки, применяемый передовыми сталеварами. Были опреде лены наивыгоднейшие скорости загруз ки руды и известняка. Коэфициент полезного действия рас ходуемого тепла при прослойкой про греве руды и известняка составлял 65 процентов, тогда как при старом способе, то есть -при скоростной за грузке, кО'Зфициент этот составлял все го 10—12 процентов. В пять раз выше! В 1939 году загрузка печи произ водилась с максимальной скоростью и продолжалась только 18—18 минут. Средняя продолжительность плавки со ставляла тогда 13 часов 20 минут. Те перь загрузка печи производится 50 минут. А средняя продолжительность плавки составляет уже только 12 ча сов 23 минуты... В 1939 году удельный расход топ лива на тонну выплавляемого металла составлял 200 килограммов, а теперь — только 129! Косолапов говорил горячо, убеждён но. Так говорит человек, сожалеющий, об ошибках далёкого прошлого и твёр до теперь знающий, как надлежит по ступать впредь. .,. Слушая КосолапО'Ва, вспоминалось многое. Сталь, сваренная им, уходит из Кузбасса во все концы нашей -не объятной страны. Эта сталь служит де лу мира, делу коммунизма. На Куз нецком комбинате есть обычай — ста вить в известность каждого сталевара, чей заказ он выполняет и на какие- цели пойдёт его продукция. Косолапов- борется за каждую минуту, он видит за сэкономленными минутами всё новые тонны ' сверхплановой стали. Удиви тельно ли, что он знает, как служит его сталь делу мира? Об этом знает тут каждый металлург, но лучше всего известно это работникам отдела сбыта Кузнецкого комбината. Во многих горо дах Советскою Союза балки и швелле ра из кузнецкой стали поддерживают своды и перекрытия восстановленных после войны домов и фабричных зда ний. По кузнецким рельсам мчатся по езда московского метро и дальневосточ ные экспрессы. Из стали, выплавляе мой Косолаповым и его товарищами, делают вагоны, тракторы, автомобили, самоходные комбайны и станки. Заказы великих строек коммунизма- выполняются сейчас кузнецкими стале варами с особым чувством. Мысль у Коеолапо'ва одна — выплавить сверх: плана побольше стали для Родины. «Мы войны не хотим!» — говорил о»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2