Сибирские огни, 1950, № 6
на, проживающие по долинам и бесчис ленным распадкам этой горной страны Восточной Азии, в число которых вхо дили и эвенки, именовали одной презри тельной кличкой — «тунгусы» , что зна чит «бессловесные». Таким горестным раздумьем начи нается книга Н. Якутского «Золотой ру чей» , * повествующая о становлении советской власти в Якутии и возрожде нии к жизни целого народа, который в условиях царской России не смел меч тать о счастье. «—Какое счастье может посетить на ши глухие края, — эти леса и камени сты е горы? — с тоской спрашивает ге рой книги эвенк Уйбаанча. — Здесь так много бедных, зд е с ь . люди часто сидят без еды ...» Начиная рассказ о событиях, относя щихся к 9 0 гг. прошлого столетия, ав тор заканчивает его описанием учреди тельного съезда Советов Улаханского ■округа, который был созван в 1 9 2 7 го ду по постановлению правительства об организации в Якутской АССР семи национальных округов. Таков круг событий, описываемых в книге. Автор показывает, как под влия нием этих событий эвенк становится го сударственным деятелем. Выступая с трибуны съезда, делегат- эвенк Уйбаанча, не смевший ранее меч тать о счастье, говорит: «—Мы, эвенки, благодарны Ленину и Сталину. Они сделали нас, лесных лю дей, настоящими людьми. Кто раньше думал о нас? Никто' не думал. К нам в торы-шли купцы, как в свой амбар, что бы взять пушнину. Что они нам дава ли? Ничего. Они за бесценок всё у нас ■отбирали. Грамоты у нас не было. Ка кая тут грамота, — эвенка человеком раньше не считали. Всех лесных обита телей называют зверями, всё равно мед ведь ли это, белка, горностай, соболь, росомаха, волк или что другое. Так и нас, лесных людей, не различали, кто бы он ни был: эвенк ли, эвен, орочон, лауроветланд, юкагир, — всех называли одним позорным словом —* «тунгус». А что это за название? Это означает бес словесный, не умеющий говорить чело веческим языком, человек-зверь. Отсюда ясно, кем для них был эвенк. Он был как лесной зверь: без прав, без языка. Теперь нам советская власть дала на стоящую жизнь, права, грамоту» . Процесс рождения нового советского эвенка ярко показан в образе Уйбааячи, главного героя повествования. Читатель знакомится с ним, когда Уйбаанча только начал учиться у изве * Н. Я к у т с к и й . «Золотой ручей». Авто ризованный перевод с якутского. «Советский ■писатель». Москва. 1950 г. стного в Учерской тайге охотника Сэдю- ка охотничьему промыслу. Уйбаанча оказался наблюдательным, выносливым и толковым человеком. Все интересы молодого эвенка ограничи ваются пока охотой. Но вот в его жизнь входит любовь к дочери богатого князь- ца Нэмэка. Это приводит Уйбаанчу к первому столкновению с богачами. «Ишь, какой смелый! Разве ты на столько богат или знатен, что, как рав ный мне, пришёл свататься за единст венную дочь богатого князя , твоего той она?» — презрительно спрашивает мо лодого охотника Нэмэк. Это столкновение заставило Уйбаан чу задуматься о социальном неравенстве и сделать вывод, что богачи знаются только с богачами. Любовь к девушке заставляет его мечтать о богатстве, он ищет золото, чтобы разбогатеть, и находит его. Сэдюк объяснил ему, что золото при носит горе эвенкам: «— В старину наши деды жили да леко отсюда, в местности, богатой пуш ным зверем и дичью. И вот один эвенк случайно нашёл в горах золото и про дал его русским купцам. Вскоре назха- ЛО' туда много людей, которые изрыли горы, ископали землю, пожгли леса. Исчезли звери и птицы. Многие эвен ки умерли от голода». Старик решительно потребовал, что бы молодой охотник рассыпал по земле золотой песок: «никому Никогда не про говорись о своей находке, если ты не хочешь принести несчастье всему наше му народу». Уйбаанча любил свой народ и вы полнил просьбу старика. Эту любовь к людям эвенк проносит через всю свою жизнь. Большую роль в формировании соз нания героя сыграла его встреча с рус ским рабочим, ссыльным революционе ром, который пробудил в эвенке мечту о жизни, где будет господствовать спра ведливость. «Это, вероятно, сам Ленин ходил по нашей тайге и смотрел, как эвенки живут, как нам принести счастье, как нам открыть глаза, чтобы мы раз личали, где правда, где справедли вость», — вспоминает он позднее об этой встрече. Однажды, проговорившись о том, что нашёл золото, Уйбаанча не выдаёт тай ны его местонахождения даже под пытками, которым подвергает его на ёмник японского шпиона. Бандиты уби ли его жену, самого его чуть не сдела ли слепым, но тайны не узнали, потому что интересы народа требовали, чтобы он молчал. Эту тайну он открывает со ветской власти. Образ Уйбаанчи дан в развитии. В последних главах книги читатель видит его новым человеком, который хорошо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2