Сибирские огни, 1950, № 6

на, проживающие по долинам и бесчис­ ленным распадкам этой горной страны Восточной Азии, в число которых вхо­ дили и эвенки, именовали одной презри­ тельной кличкой — «тунгусы» , что зна­ чит «бессловесные». Таким горестным раздумьем начи­ нается книга Н. Якутского «Золотой ру ­ чей» , * повествующая о становлении советской власти в Якутии и возрожде­ нии к жизни целого народа, который в условиях царской России не смел меч­ тать о счастье. «—Какое счастье может посетить на­ ши глухие края, — эти леса и камени­ сты е горы? — с тоской спрашивает ге­ рой книги эвенк Уйбаанча. — Здесь так много бедных, зд е с ь . люди часто сидят без еды ...» Начиная рассказ о событиях, относя­ щихся к 9 0 гг. прошлого столетия, ав­ тор заканчивает его описанием учреди­ тельного съезда Советов Улаханского ■округа, который был созван в 1 9 2 7 го­ ду по постановлению правительства об организации в Якутской АССР семи национальных округов. Таков круг событий, описываемых в книге. Автор показывает, как под влия­ нием этих событий эвенк становится го­ сударственным деятелем. Выступая с трибуны съезда, делегат- эвенк Уйбаанча, не смевший ранее меч­ тать о счастье, говорит: «—Мы, эвенки, благодарны Ленину и Сталину. Они сделали нас, лесных лю ­ дей, настоящими людьми. Кто раньше думал о нас? Никто' не думал. К нам в торы-шли купцы, как в свой амбар, что­ бы взять пушнину. Что они нам дава­ ли? Ничего. Они за бесценок всё у нас ■отбирали. Грамоты у нас не было. Ка­ кая тут грамота, — эвенка человеком раньше не считали. Всех лесных обита­ телей называют зверями, всё равно мед­ ведь ли это, белка, горностай, соболь, росомаха, волк или что другое. Так и нас, лесных людей, не различали, кто бы он ни был: эвенк ли, эвен, орочон, лауроветланд, юкагир, — всех называли одним позорным словом —* «тунгус». А что это за название? Это означает бес­ словесный, не умеющий говорить чело­ веческим языком, человек-зверь. Отсюда ясно, кем для них был эвенк. Он был как лесной зверь: без прав, без языка. Теперь нам советская власть дала на­ стоящую жизнь, права, грамоту» . Процесс рождения нового советского эвенка ярко показан в образе Уйбааячи, главного героя повествования. Читатель знакомится с ним, когда Уйбаанча только начал учиться у изве­ * Н. Я к у т с к и й . «Золотой ручей». Авто­ ризованный перевод с якутского. «Советский ■писатель». Москва. 1950 г. стного в Учерской тайге охотника Сэдю- ка охотничьему промыслу. Уйбаанча оказался наблюдательным, выносливым и толковым человеком. Все интересы молодого эвенка ограничи­ ваются пока охотой. Но вот в его жизнь входит любовь к дочери богатого князь- ца Нэмэка. Это приводит Уйбаанчу к первому столкновению с богачами. «Ишь, какой смелый! Разве ты на­ столько богат или знатен, что, как рав­ ный мне, пришёл свататься за единст­ венную дочь богатого князя , твоего той­ она?» — презрительно спрашивает мо­ лодого охотника Нэмэк. Это столкновение заставило Уйбаан­ чу задуматься о социальном неравенстве и сделать вывод, что богачи знаются только с богачами. Любовь к девушке заставляет его мечтать о богатстве, он ищет золото, чтобы разбогатеть, и находит его. Сэдюк объяснил ему, что золото при­ носит горе эвенкам: «— В старину наши деды жили да­ леко отсюда, в местности, богатой пуш­ ным зверем и дичью. И вот один эвенк случайно нашёл в горах золото и про­ дал его русским купцам. Вскоре назха- ЛО' туда много людей, которые изрыли горы, ископали землю, пожгли леса. Исчезли звери и птицы. Многие эвен­ ки умерли от голода». Старик решительно потребовал, что­ бы молодой охотник рассыпал по земле золотой песок: «никому Никогда не про­ говорись о своей находке, если ты не хочешь принести несчастье всему наше­ му народу». Уйбаанча любил свой народ и вы­ полнил просьбу старика. Эту любовь к людям эвенк проносит через всю свою жизнь. Большую роль в формировании соз­ нания героя сыграла его встреча с рус­ ским рабочим, ссыльным революционе­ ром, который пробудил в эвенке мечту о жизни, где будет господствовать спра­ ведливость. «Это, вероятно, сам Ленин ходил по нашей тайге и смотрел, как эвенки живут, как нам принести счастье, как нам открыть глаза, чтобы мы раз­ личали, где правда, где справедли­ вость», — вспоминает он позднее об этой встрече. Однажды, проговорившись о том, что нашёл золото, Уйбаанча не выдаёт тай­ ны его местонахождения даже под пытками, которым подвергает его на­ ёмник японского шпиона. Бандиты уби­ ли его жену, самого его чуть не сдела­ ли слепым, но тайны не узнали, потому что интересы народа требовали, чтобы он молчал. Эту тайну он открывает со­ ветской власти. Образ Уйбаанчи дан в развитии. В последних главах книги читатель видит его новым человеком, который хорошо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2