Сибирские огни, 1950, № 6
нин, хожу сейчас по поручению партии как хозяин по таёжной земле и пе ревооружаю нашу социалистическую экономику?.. Так он разливается перед американ цем Джонсоном, проектировщиком за вода, сознательно тормозившим начало стройки. Но в таком ж е тоне он обычно разговаривает и с Журбой и с другими людьми. В непосредственном руковод стве строительством Гребенникова мы видим мало: то он год проводят за гра ницей, то почти в непрерывных коман дировках в Москве. В романе огромное количество дей ствующих лиц, строителей комбината, НО’ все они очерчены бегло, многие только упоминаются время от времени, а многие исчезают после первого упо минания. Зато непомерно много в рома не разного рода отступлений в прошлое некоторых героев и воспоминаний, со вершенно неинтересных и лишних, вро де истории страдающего интеллигента Радузева, никакого отношения к основ ной теме не имеющего. «Тайгастрой» — роман о Сибири, это постоянно подчёркивает и сам ав тор и действующие в нём герои. Но как же выглядит Сибирь в романе, если от бросить экзотические её особенности, которыми Н. Строковский старательно’ уснащает свои описания? Об этом мы скажем подробнее ниже, а сейчас отме тим, что в романе почти нет ничего от Сибири, кроме тайги, морозов, глухо мани, в которых затеряны люди. Автор ухитрился написать огромный роман о Сибири, не показав по-настоящему ни одной фигуры сибиряка, не показав участия сибиряков в создании первенца сибирской социалистической индустрии. Сибиряки представлены в романе толь ко алтайцами, а последние нарисованы автором лишь с экзотической стороны. Есть, правда, в романе ещё два персо нажа, которые сами себя называют си биряками, — это инженер-топограф Аба- канав, показанный весьма слабо, и чу даковатый «печеклад» Ведерников, приехавший на стройку с Урала. Меж-, ду тем известно, что партия, эконо мически преобразуя Сибирь, осваивая её естественные богатства, именно в процессе социалистических строек и преобразования края воспитывала из крестьян и охотников тысячи новых людей — кадровых рабочих социали стической индустрии. В романе Н. Строковского это никак не отра жено. Мы не собираемся утверждать, что автор бесталанен, есть в книге стра ницы, свидетельствующие об обратном. В чём ж е причина таких крупных промахов и неудач писателя, взявше гося за .важную и благодарную те му, имевшего перед собой такой бо гатый жизненный материал? В кон це романа есть место, которое, ка жется нам, можно прямо адресовать к. самому автору, потому что оно многое объяснит в его отношении к жизни и литературному её опосредствованию. В торжественный день пуска основ ных цехов завода на стройке появляет ся журналист Нардов, «представляю щий центральную газету» . Между Жур бой, Гребенниковым и Нардовым про исходит такой разговор: «— Как ваши успехи, товарищ Нар дов? — Послал несколько «молний». На писал большой очерк о людях и комби нате. — Большой? И так скоро? Сколько- вы у нас? Два дня? — Профессия, Пётр Александрович! Ничего не поделаешь. — Но ведь быстрота может обер нуться против автора? —• В каком смысле? — А в таком, что иной раз читаешь- и краснеешь. На мартене прокладывают блюминг, а домна выдаёт профильный прокат ... Все рассмеялись...» Так вот, когда читаешь многие места романа «Тайгастрой», невольно «крас неешь» за автора, а порой, действи тельно, и посмеяться можно вдоволь, столько в книге разных нелепостей, яв ного незнания того, о чём пишется, не ряшливости и безвкусицы в языке. Как выше уже говорилось, по ряду авторских намёков, да и по времени, по самому характеру стройки очевидно, что' автор прообразом Тайгастроя берёг Кузнецкстрой. Но автору почему-то по надобилось перенести место- стройки из Кузнецкой котловины, из Кузнецкого' Алатау на Алтай, в дремучую алтай скую тайгу. Сразу даже и не поймёшь,, что же это за Алтай: то ли это услов ное географическое название, как и «Тайгастрой», то ли автор всерьёз имеет в виду подлинный Алтай. Внача ле сообщается, что в преддверии Гор ного Алтая находится некий «районный городок Острог, находящийся н а старой торговой дороге между Россией и Мон голией» , от которого’ якобы и начи нается тракт через весь Алтай, идущий по берегу реки. Можно по этим при знакам предположить, что автор имеет в виду Бийск, Чуйсквй тракт и реку Катунь. И опять непонятно, зачем авто ру понадобилось смешивать в одно- вы думанные названия с подлинными ге ографическими пунктами. Инженер Абаканов, в пути по тракту на автома шине, рассказывает спутникам легенду о Чебереке, некогда пытавшемся пост роить дорогу в горах Алтая и мосты через бурные алтайские реки. На Гор ном Алтае действительно есть и ши роко’ распространена такая легенда, н о герой её носит имя Сартакпая. Тракт из Острога приводит в город:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2